Паспорт
Программы развития МДОУ № 208
Наименование программы | Программа развития муниципального дошкольногообразовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара на 2010-2013 г.
|
Исполнители основных мероприятий программы | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара. |
Назначение программы | Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010гда. Программа определяет стратегические направления развития ДОУ до 2013 года. В программе изложен анализ состояния и проблем системы образовательной работы в ДОУ, определены цели, задачи ,сроки, направления реализации программы, ожидаемые результаты развития ДОУ и мероприятия по их реализации. |
Цели и задачи программы | Цель: Достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Задачи: 1. Осуществление преемственности в создании оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Приобщение к ценностям здорового образа жизни. 2. Осуществление преемственности в воспитательно – образовательной работе ДОУ: 2.1. Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира; 2.2. Пропаганда правового воспитания детей в педагогическом коллективе и родителей; 2.3. Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта. 2.4. Обеспечение высокого уровня научно – методического сопровождения образовательного процесса. 2.5. Гуманизация образовательного процесса. Создание условий для проявления педагогами творческого отношения к воспитанию и обучению дошкольников. 3. Психолого – педагогический мониторинг эффективности учебно – воспитательного процесса. 4. Введение программного обеспечения в управленческую и административно – хозяйственную деятельность. 5. Создание для родителей возможности выбора дополнительных и коррекционно – развивающих услуг. 6. Сотрудничество с другими организациями с целью оказания поддержки и реализации Программы развития ДОУ.
|
Сроки реализации программы | 2010-2013 годы |
Источник финансирования | Средства муниципального бюджета, внебюджетные средства. |
Важнейшие целевые индикаторы | Мы планируем к 2013 году создать в ДОУ образовательную среду, обеспечивающую познавательно – речевое развитие ребенка, формирование у него компетентности до уровня, соответствующего его возрастным возможностям, требованиям социального заказа и семьи.
|
Контроль исполнения программы | Администрация МДОУ № 208; Корректировка осуществляется педагогическим советом ДОУ |
Структура программы | I. Информационно-аналитическая часть; II. Концептуально-прогностическая часть; III. Ресурсное обеспечение программы; IV. Процессуально – технологическая часть; V. Контрольно- экспертная часть. |
I. Информационно – аналитическая часть
Пояснительная записка
Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство.
В современной системе дошкольного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных образовательных учреждений.
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий.
Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития МДОУ, представляющую собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного поставленных целей.
Программа разработана на 3 года с учетом нормативно – правовой базы:
§ Закон РФ «Об образовании»;
§ «Декларации прав ребенка»;
§ «Конституцией РФ»;
§ «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»;
§ «Международной Конвенцией о правах ребенка»;
§ Уставом МДОУ.
Содержание разработанной программы отвечает ведущим идеям современного образования:
§ Признание самоценности дошкольного периода.
§ Сохранения и развития психофизического здоровья дошкольников.
§ Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.
§ Свобода выбора программ и технологий.
Информационная справка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара находится по адресу: 443028, г. Самара, поселок Мехзавод, квартал 5, дом 9.
Учредителем ДОУ является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара.
По организационно-правовой форме ДОУ является муниципальным учреждением, по типу – дошкольным образовательным учреждением, по виду – детским садом общеразвивающего вида.
Лицензия серия А №313600 от 18.05.2009г.
Лицензия действительна по 18.05.2014г.
Детский сад общеразвивающего вида реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития.
В своей деятельности ДОУ руководствуется Конституцией РоссийскойФедерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями), и настоящим Уставом.
ДОУ открылось 1 июля 1993г. после капитального ремонта (сдан в эксплуатацию в 1981г.). Детский сад специально построенное здание ДОУ, площадь всего помещения 1020 кв. м. Площадь каждой групповой комнаты 98 кв. м. В ДОУ 5 групповых комнат со спальнями и раздевалками.
Материальная база.
Состояние материально-технической базы МДОУ № 208 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Ежегодно силами коллектива проводится косметический ремонт.
Для реализации образовательных задач в ДОУ функционируют: - физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет. Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется спортивная площадка. В зимнее время года участки пополняются снежными фигурами и горками.
ДОУ оснащено современными техническими средствами:
Компьютер – 4 шт. Телевизор – 2 шт.
Сканер – 2 шт. Видеомагнитофон - 1 шт.
Принтер – 3 шт. DVD – магнитофон – 1 шт.
Ксерокс – 2 шт. фотоаппарат – 1 шт.
ДОУ подключено к сети Интернет, что позволяет иметь доступ к любой информации. Кроме того, имеется свой электронный адрес (sad208meh@samtel.ru ) .
В основном всё это создано и приобретено за счёт бюджетных и внебюджетных средств в период с 2007г. по 2009г. В этот же период в ДОУ проведена автоматическая пожарная сигнализация, смонтировано речевое оповещение, установлены противопожарные двери (2шт.), проведён ремонт музыкального зала, пищеблока, общего холла. Администрация ДОУ проводит большую работу по рациональному расходованию бюджетных и внебюджетных средств, изыскивает внебюджетные средства для проведения ежегодного косметического ремонта помещений ДОУ, благоустройства территории.
Характеристика контингента воспитанников.
Обеспечение воспитания, образования, оздоровления детей в возрасте с 2 до 7 лет.
В МДОУ действуют 5 возрастные группы:1 младшая группа (дети 2 – 3 лет); 2 младшая группа (дети 3 – 4 лет); средняя группа (дети 4 – 5 лет); старшая группа (дети 5 – 6 лет); подготовительная к школе группа (дети 6 – 7 лет).
Списочный состав 116 детей.
В МДОУ № 208 основной формой получения образования детьми является общеразвивающие группы с полным пребыванием детей в ДОУ.
Количественный состав по группам здоровья | |
2007-2008 уч. год | 2008-2009 уч. год |
1 гр. – 7 чел. 2 гр. – 169 чел. 3 гр. – 12 чел. | 1 гр. – 1 чел. 2 гр. – 184 чел. 3 гр. -12 чел. |
Режим работы.
Режим дня МДОУ – традиционный, с 7.00 до 19.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
Окружающий социум.
Детский сад расположен на окраине города в относительно чистом, отдаленном от магистральных улиц и крупных предприятий месте. Недалеко от детского сада – лесные массивы, окружен жилыми домами. Рядом расположены: средняя школа № 103, Дом культуры «Октябрь, парк, стадион, церковь и детская поликлиника № 7. Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы ДОУ был частью образовательного процесса, поэтому МДОУ № 208 открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями.
Списочный состав детей МДОУ № 208
Состав | 2007-2008 учебный год | 2008-2009 учебный год |
Списочный | детей | детей |
Средняя посещаемость | ребенка | детей |
Это объясняется востребованностью детских садов в городе, а также наличием сохранной материальной базы, набором оздоровительных и образовательных услуг ДОУ.
Кадровое обеспечение.
В МДОУ работает 13 педагогов, из них 4 человека (31%) имеют высшее образование, остальные (69%) средне - специальное педагогическое образование.
Образовательный уровень педагогов
Годы | Всего пед-в | Высшее | Среднее специальное | Среднее общее | Заочное обучение в вузе | Заочное обучение в колледже | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
2006-2007 уч.г | 13 | 4 | 30,8 | 9 | 69,2 | 0 |
| 1 | 7,7 | 0 |
| |
2007-2008 уч.г | 13 | 3 | 23,1 | 10 | 76,9 | 0 |
| 2 | 15,4 | 0 |
| |
2008-2009 уч.г | 14 | 5 | 35,7 | 9 | 64,3 | 0 |
| 1 | 7,1 | 0 |
| |
За последние три года доля педагогов с высшим образованием выросла на 4,9% и составила 35,7%.
Педагогический стаж работников МДОУ (% от общего количества педагогов):
Годы | Всего | До 5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | 15-20 лет | Более 20 лет |
2006-2007 уч.г | 13 | 5 – 38,5% | 1 – 7,7% | 3- 23,1% | 1 – 7,7% | 3 – 23,1% |
2007-2008 уч.г | 13 | 5 – 38,5% | 1- 7,7% | 3 – 23,1% | 1 – 7,7% | 3- 23,1% |
2008-2009 уч.г | 14 | 3 – 21,4% | 4 – 28,7% | 1- 7,1% | 3 – 21,4% | 3 – 21,4% |
Большую часть педагогического коллектива (57%) составляют педагоги, сочетающие опыт и профессиональную мобильность. Увеличилось количество молодых педагогов (стаж 0-5 лет), профессионально компетентных в освоении образовательных технологий нового поколения и в получении высоких результатов обучения.
Уровень квалификации педагогов (количество, % от общего количества педагогов):
Годы | Всего | Педагоги высшей категории | Педагоги первой категории | Педагоги второй категории | Педагоги без категории. | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
2006-2007 уч.г | 13 | 0 |
| 1 | 7,7 | 9 | 69,2 | 3 | 23,1 |
2007-2008 уч.г | 13 | 0 |
| 2 | 15,4 | 8 | 61,5 | 3 | 23,1 |
2008-2009 уч.г | 14 | 1 | 7,1 | 2 | 14,3 | 5 | 35,7 | 6 | 42,9 |
Результаты аттестации педагогических кадров являются внешней оценкой и показателем уровня их профессионализма. Квалификационные категории имеют 57,1% педагогических работников, что свидетельствует о хорошем уровне профессионализма педагогических кадров.
Повышение квалификации за прошедший учебный год: педагогов (% от общего количества педагогов):
Годы | Всего педагогов | Прошли курсовую переподготовку | Количество педагогов |
2006-2007 уч. г | 13 | 1 – 36ч., 4 – 72ч., 7 – 36ч. | 13 педагога – 100% |
2007-2008 уч. г | 13 | 3 – 36ч., 1 – 72ч., 1 – 108ч., 1 – 138ч. | 6 педагогов – 46,2% |
2008-2009 уч.г | 14 | 1 – 144ч., 2 – 72ч., 1 – 36ч. | 3 педагога – 21,4% |
Образовательный процесс.
Образовательно-воспитательный процесс в ДОУ строится на основе комплексной программы воспитания, образования и развития детей «Радуга», составитель Т. Н. Доронова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Данная программа предусматривает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка с 2 до 7 лет.
В связи с недостаточным, на наш взгляд, освещением в программе «Радуга» /под ред. Т. Н. Дороновой/ направления работы по некоторым разделам, во всех группах используется «Программа воспитания и обучения в детском саду « под редакцией М. А. Васильевой. Такие разделы как «Физическое воспитание в детском саду», «Музыкальное воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду»), которые в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривают всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
Наряду с базисными программами в ДОУ используются следующие парциальные программы:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Автор: Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина. Программа разработана на основе проекта государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Главная задача: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение, формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни. Осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. В ДОУ программа реализуется с детьми 4 – 7 лет.
Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина по ритмической пластике используется в работе с детьми 4- 7 лет, которая помогает организовать работу по развитию движений и музыкальных способностей у детей. Программа А. И. Буренина, Т. Сауко раздел: «Топ – хлоп, малыши» по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. Эти программы в своей работе использует музыкальный руководитель ДОУ
В рамках приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа: «Программа формирования творческих способностей», автор Т. А. Сидорчук. В эту программу входит ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, РТВ – развитие творческого воображения.
В рамках дополнительного образования (секционная, кружковая работа) используется ряд парциальных программ:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор О. Князева М. Маханева. Цель – формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Эта программа реализуется частично в группах старшего возраста для чтения художественной литературы /былины, сказания, сказки/; материал для познавательных занятий и бесед с детьми. Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Реализуется через беседы с детьми, чтение рекомендованных литературных произведений и кружковой работы педагога Николаевой Л. В.
Инновационная деятельность дошкольного учреждения обеспечивается программой Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ Т. А. Сидорчук, Н. А. Гордова, А. Г. Апресова. – М.: АРКТИ, 2010. (Технология ТРИЗ) реализуется в подготовительной группе в регламентированной деятельности.
Работа педагогов, освобожденных специалистов с детьми осуществляется на основе координации деятельности, используются современные педагогические технологии и формы организации образовательного процесса.
Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают на занятиях и в других формах обучения эмоционально-насыщенную атмосферу, наполняя их сказочными сюжетами и персонажами, импровизациями, что позволяет преодолеть учебно-дисциплинарные приемы. Занятия в основном проводятся по подгруппам и фронтально. Диагностика и тестирование определяют цели и направления индивидуальной работы с детьми.
Дополнительная образовательная деятельность детей (кружки, секции, студии) организована в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка, желаниями и возможностями родителей и рекомендациями педагогов и обеспечивают реализацию познавательно-речевого (приоритетного) направления дошкольного учреждения, а так же организованы кружки и секции по разным направлениям развития детей:
Годы | Количество кружков | Возраст детей | Количество детей в кружках. | Направление |
2006 - 2007 | 1 | 5 - 6 лет | 20чел. | Правовое воспитание детей |
2007 - 2008 | 1 | 6 – 7 лет | 18 чел. | Правовое воспитание |
2008 - 2009 | 1 | 5 – 7 лет | 16 чел | Физкультурно-оздоровительное |
Обеспечивается координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия специалистов узкой профессиональной направленности и других сотрудников: проводятся совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию. В каждой возрастной группе ДОУ оборудованы центры активности, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы пособиями, развивающими играми и игрушками.
Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной диагностики два раза в год и по мере необходимости. Диагностика позволяет педагогу осуществлять своевременную коррекцию не только детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость.
Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей физического и художественно-эстетического развития детей. Учителя школ, куда приходят наши выпускники, отмечают высокий уровень развития творческих способностей детей. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы.
Физкультурные занятия, как в помещении так и на воздухе, проводятся с учетом индивидуальных особенностей, проводится коррекционная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки. Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия – тренировка, занятия тематические, сюжетные, занятия – соревнования. Для организации двигательной активности детей на воздухе групповые и спортивный участки оформляются в соответствии с временем года. В зимнее время строятся снежные фигуры.
Уровень физического развития детей МДОУ № 208
Годы | Кол. | Высокий | Средний | Низкий |
2006 - 2007 | 74 | 41% | 39% | 20% |
2007 – 2008 | 87 | 45% | 40% | 15% |
2008 – 2009 | 83 | 60,2% | 39,8% | 0 |
За текущий период спортзал пополнился оборудованием, методическими и дидактическими материалом. Однако в ДОУ нет детских спортивных тренажеров. Дети ДОУ участвуют в спортивных соревнованиях района и развлечениях.
Анализируя работу по физическому воспитанию и оздоровлению, следует отметить и негативные моменты:
- в ДОУ существует проблема, связанная с материально-техническим обеспечением – это недостаточное оборудование спортивным инвентарем. Приобрести лыжи.
Сравнительная диаграмма уровня речевого развития детей МДОУ № 208
за 2007-2009 учебные год
Сравнительная диаграмма уровня математического развития детей
МДОУ № 208 за 2006-2009 учебные года
Анализируя познавательно- речевое развитие детей, следует отметить, что в ДОУ созданы определенные условия, в каждой группе есть уголок природы, что дает возможность ближе познакомить детей с природой, о росте и развитии растений. Педагоги знакомят детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта, проводя цикл занятий по разделам:
- экология и краеведение,
- валеология и ОБЖ,
- профессии людей,
- путешествия в дальние страны,
- наши друзья – животные,
- развитие речи и обучение грамоте,
- элементарные математические представления.
В сфере дополнительного образования работают 3 кружка.
Работа по развитию речи прослеживается во всех направлениях работы с детьми. Коррекционная работа проводится во взаимодействии воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
В речевом развитии детей педагоги ДОУ обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Очень важно приобщать детей к культуре чтения художественной литературы - организовывать прослушивание художественных произведений, обсуждать их содержание. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов. Закладывая основы речевой и языковой культуры, педагоги способствуют возникновению у детей предпосылок для овладения чтением и письмом. Однако по результатам анкетирования родителей МДОУ № 208 можно сделать вывод, что дома детям мало уделяется внимания в речевом развитии. Только 28% опрошенных читают детям книги, 3% родителей обсуждают с ребенком прочитанное.
Следует отметить, что также необходимо введение ставки логопеда и окрытие логопункта.
Большую роль в интеллектуальном развитии детей занимают занятия по конструированию. В группах подобраны настольные, напольные конструкторы, лего - конструкторы, но этого оборудования недостаточно. Поэтому одной из неотложных задач является задача дооборудовать дополнительно необходимыми конструкторами игровые зоны и совершенствовать работу педагогов в этом направлении.
Сравнительный анализ эффективности взаимодействия всех сотрудников ДОУ по основным направлениям организации работы по познавательно – речевому образованию детей показал, что:
1. Основным фактором, препятствующим эффективности работы воспитателя недостаточное взаимодействие с родителями в области познавательно-речевого развития детей;
2. Вторым по значимости фактором является недостаточное использование новых технологий в образовательном процессе. Для педагогов ДОУ проводились консультации, семинар-практикум по использованию новых образовательных технологий, однако на практике их применяет 38% педагогов. Использование технологий носит периодический характер.
3. Третий по значимости фактор эффективности работы воспитателей – соотносится с трудностями руководителя ДОУ (выделение дополнительных средств для пополнения материально-технической базы ДОУ).
Анализируя социально-личностное развитие детей хочется отметить, что в детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх, воспитатели развивают умение детей широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, воспитывают честность, доброту, дружеские взаимоотношения, уважение к коллективу, чувство товарищества. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества. Наряду с традиционными формами занятий проводятся экскурсии, интегрированные занятия, викторины, походы. Результаты диагностики в среднем показывает: справляются с программным материалом более 83% детей.
Анализиру… Продолжение »