1. Путешествие в мир прекрасного (музыка, живопись, художественная литература, театр, пластика).
2. Развитие поэтических способностей.
3. Приобщение к русской национальной культуре, формирование представлений о русском фольклоре.
4. Художественно – эстетическое, социально эмоциональное развитие детей через театрализацию.
Стало традицией проведение разнообразных досугов, праздников: вечера поэзии, посвященные временам года, «Масленица», «Встреча весны», «Осень к нам пришла», «День здоровья», «Праздник мам», «День защитника Отечества», «1 Апреля», «День Победы», «Скоро в школу», «Новогодний калейдоскоп», «День защиты детей».
Диагностика уровня выполнения программы показывает: справляется более 80% детей.
Развитию творчества способствовало участие детей в городских и районных конкурсах детских рисунков.
Однако следует отметить, что необходимо больше проводить интегрированных занятий, в частности ИЗО дополнять прослушиванием музыки и т.д., а так же пополнить художественно-эстетические зоны музыкальными инструментами, теневыми и пальчиковыми театрами.
Диагностика готовности к школе в целом имеет положительную динамику.
Показатель | 2007/08 учебный год | 2008/09 учебный год |
Высокий | 8 (44,4%) | 9 (45%) |
Средний | 7 (38,9%) | 8 (40%) |
Низкий | 3 (16,7%) | 3 (15%) |
Диагностика готовности к школе в целом имеет положительную динамику.
В целом отмечается хороший уровень готовности детей к школьному обучению. В этом заслуга всего педагогического коллектива ДОУ, занимающегося своевременной педагогической диагностики.
Оздоровительная работа.
С целью сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, формирования у них потребности в физическом совершенстве, в дошкольном учреждении обязательно сохраняются основные принципы построения режима дня: достаточная ежедневная длительность пребывания детей на воздуха, полноценный сон, чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание. С целью снижения заболеваемости также проводятся оздоровительные мероприятия по профилактике ОРЗ: оздоровление фитонцидами, прием витаминов, щадящее закаливание, дыхательная гимнастика. Физкультурные занятия включают в себя компоненты корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки, плоскостопия.
Целенаправленная работа по укреплению здоровья детей: витаминотерапия, использование оксалиновой мазью в зимний период, плановая организация лечебно-профилактических мероприятий способствуют снижению общего показателя заболеваемости. Однако, на наш взгляд, проблемным остается формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети старшего дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психологическое благополучие.
Работа с семьей.
В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, наглядная информация. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. В дошкольном образовательном учреждении организована работа дополнительных образовательных услуг с учётом потребностей родителей воспитанников.
По результатам анкетирования родители дали следующую оценку работе ДОУ:
ü Высокую-36%
ü Хорошую-52%
ü Неудовлетворительную-12%
Полученные результаты показали, что контингент родителей неоднороден, имеет различные цели и ценности. Так как одной из основных задач ДОУ является удовлетворение потребностей родителей, то для ее успешного решения необходимо создать разнообразные сегменты образовательных услуг.
Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
Внешние связи.
Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы ДОУ был частью образовательного пространства, поэтому МДОУ № 208 открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями. Коллектив ДОУ в лице руководителя Дороговой Т. В. работает в тесном контакте с другими детскими садами. В ДОУ проводятся открытые занятия, семинары и методические объединения для воспитателей.
Наблюдается тенденция к расширению и углублению связей дошкольного образовательного учреждения с другими образовательными, медицинскими учреждениями и учреждениями культуры. На договорной основе осуществляется сотрудничество с детской поликлиникой, общеобразовательной школой № 103, центром «Семья», детской школой искусств и др.
Для создания единого образовательного пространства, построения преемственности в дошкольном и начальном образовании составлен план взаимодействия МДОУ № 208 с МОУ СОШ № 103.
Достижения.
МДОУ № 208 за период с 2006 года по 2009 год принимало участие в следующих конкурсах, социальных проектах:
Годы | Мероприятия | Результаты |
2006 - 2007 | Районный конкурс чтецов, посвященного 125 – летию К. И. Чуковского Чебордакова Катя (старшая группа);
Районный конкурс «Я познаю мир» (по разделам программы) Панов Дима и Ивлиева Ольга (подготовительная к школе группа). Районный спортивный праздник «Веселые старты». Районная тематическая проверка организации развивающей познавательной среды.
Районная тематическая проверка работы с детьми в условиях логопедического пункта признана положительной.
Районное методическое объединение воспитателей ДОУ на тему: «Правовое воспитание в ДОУ».
Районный конкурс «Лидер образования городского округа Самара» в номинации «Открываю мир детям» - педагог Хабибуллина Е. В.
| 1 место
4 место
Номинация «Самая быстрая и ловкая команда» Состояние уровня развивающей познавательной среды для организации познавательно – экспериментаторской деятельности дошкольников в МДОУ № 208 оценивается как хорошее.
Работы с детьми в условиях логопедического пункта признана положительной. Участники
4 место. |
2007 - 2008 | Районное методическое объединение воспитателей на тему: «Защита прав и достоинств маленького ребенка» (апрель 2008г.) педагог Томак А. Н. Конкурсы рисунков ОКД Кировского и Красноглинского районов на тему: «Творчество ребенка в развивающей среде ДОУ», «Моя Родина – Россия», «Люблю мой город родной», «Моя семья». Районный конкурс детской народной песни «Веселые нотки» воспитанница старшей группы Гущина Ульяна. Районный спортивный праздник «Веселые старты».
| Участники
Номинация «Звонкий голос»
Номинация «Самая техничная команда» |
2008 - 2009 | Воспитанники подготовительной к школе группы Гущина У. и Лукин В. приняли участие в районном конкурсе Малая олимпиада «Маленький гений». педагог Николаева Т. Н. приняла участие в районном конкурсе-фестивале конспектов занятий с детьми дошкольного возраста «Копилка методических идей». Педагоги ДОУ приняли участие в конкурсе ОКД Кировского и Красноглинского районов: «Волшебная кисточка» на тему: «Моя любимая сказка А. С. Пушкина».
Районное методическое объединение воспитателей среднего возраста на тему: «Научите меня рисовать!» (нетрадиционная техника рисования). Районный спортивный праздник «Веселые старты». | 4 место
Участник
Участники
Участники
Номинация «Самая выносливая команда» |
Анализ программы развития за 2006 – 2009 учебные года
Направление деятельности | Планируемые действия и ожидаемые результаты | Фактический результат | Выявленные проблемы | Пути решения |
1. Модификация структурной организации сети ДОУ. | Организовать «Школу родителей» с целью консультативной и методической помощи семье. | «Школа родителей» отсутствует.
| Отсутствие опытных квалифицированных специалистов.
| Запланировать на 2009-2012г.
|
Расширить спектр различных форм работы с детьми, не посещающих ДОУ (на основе хозрасчетного консультирования). | Платные услуги в ДОУ отсутствуют. |
|
| |
2. Обеспечение качества образования (образовательные резу льтаты). | Обеспечить динамику количества оздоровительных программ, реализуемых в ДОУ. | Создан банк оздоровительных программ в 2007-2008г |
| Выбор оздоровительных программ. Внедрение в практику. |
Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни у дошкольников. | В ДОУ реализуется программа Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Разработан диагностический материал по данной программе. | Анализ показал, что, хотя в последние годы в ДОУ ведется насыщенная работа по созданию единой образовательной среды недостаточно четко прослеживается взаимосвязь между организованной деятельностью детей и свободной самостоятельной деятельностью. | Повысить качество работы по данной программе. | |
Обеспечить сохранность здоровья. | См приложение № 3. |
| Продолжать работу по снижению заболеваемости среди детей ДОУ. | |
Довести исполнение стандарта дошкольного по стандартизированной шкале. | Качество работы ДОУ по стандартам дошкольного образования соответствует 2,4 баллов. | Недостаток знаний и умений у педагогов по использованию компетентностных технологий; Недостаточное использование вариативных возможностей образовательных программ; Взаимодействия педагогов с родителями не обеспечивает реального сотрудничества, эффективного педагогического результата. Стремление родителей переложить на плечи детского сада ответственность за здоровье и воспитание детей. | Повысить качество до 2,6 баллов. | |
3. Изменение технологий управлений ДОУ. | Реализовать интернет – технологий для открытого представления ДОУ на рынке образовательных услуг. | Установлен Интернет. Создан почтовый ящик | Требуется повышение квалификация сотрудников по работе с Интернетом. | Создание своей странички в Интернете. |
Создать комплексную систему мониторинга результатов деятельности в ДОУ. | Система мониторинга создана. |
| Дополнить систему. Обновить по необходимости. | |
Ввести в практику управления ДОУ программы развития. | Программа разработана. |
| Провести анализ выполнения программы развития за 2007-2009 учебные года. | |
| Разработать и ввести в практику портфолио «достижений» для дошкольников. | Разработано содержание портфолио. | с | Ввести в практику. |
Активизировать деятельность ДОУ по обеспечению открытости для профессионального сообщества через публичные презентации опыта. | См приложение № 1. |
|
| |
Разработать алгоритм повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ на уровне ДОУ. | См приложение № 2. |
|
| |
4. Модернизация содержания образования. | Создать банк образовательных программ ДОУ. | Банк образовательных программ создан. |
| Внести изменения, дополнения. |
| Внедрение технологии развивающего обучения дошкольников. | Используем в работе программу ТРИЗ (группы № 2 – 5). Изучаем технологию развивающего обучения по программе «Школа 2000…» Л. Г. Петерсона. Апробируем с детьми 5 – 7 лет. |
| Проанализировать результаты диагностики. Обновить перспективные планы по ТРИЗ. |
Расширить спектр инновационных методов и приемов обучения и воспитания дошкольников. | Изучен «Метод проектов». Создана база по данной теме. Прошли квалификационную подготовку по данной теме 3 педагога. |
| Включение в планирование коррекционно-воспитательной работы активных коллективных форм работы, направленных на формирование коммуникативной компетентности с использованием проектного метода Расширить базу по инновационным методам и приемам. | |
5. Организация образовательного процесса. | Представление лучшего опыта деятельности ДОУ на разных уровнях. | См Приложение № 1. |
|
|
Довести комфортность образовательной среды на основе стандартизированных параметрических показателей. | В ДОУ создана развивающая образовательная среда, показателями сформированности которой являются: Показатель «Игровая деятельность» составляет 2,4б. Показатель «Развитие экологической культуры детей» составляет 2,3б. Показатель «Развитие представлений о человеке и культуре» составляет 2,3б. См приложение № 4 | Анализ показал, что, хотя в последние годы в ДОУ ведется насыщенная работа по созданию единой образовательной среды недостаточно четко прослеживается взаимосвязь между организованной деятельностью детей и свободной самостоятельной деятельностью, недостаточно планомерное взаимодействие педагогов, медиков, психолога и родителей - в целях интеллектуального, речевого и познавательного развития детей. Имеют место отдельные недостатки в организации образовательного процесса в ДОУ: | Внедрение разнообразных форм совместной партнёрской деятельности детей и взрослых, сокращение жёстко регламентированных форм занятий за счёт использования ведущего вида деятельности дошкольников - игры - в совместной продуктивной и познавательно-исследователь-ской деятельности. | |
6. Развитие материально – технического оснащения образовательного процесса. | Установить автоматическую пожарную сигнализацию. | Установлена. |
|
|
Провести благоустройство территории ДОУ. | Благоустройство поддерживаем путем обрезки сухих кустарников и веток, спила сухих деревьев, обновления цветников, скоса травы. |
|
| |
Довести функционирование санитарных зон в ДОУ до оптимальных условий санитарно – гигиенического комфорта. | Отремонтирован музыкальный зал. Косметический ремонт общественного туалета (2007 – 2008г.) Ремонт туалетной комнаты средней группы № 3 (2008-2009г.) | Недостаточное финансирование. | Ремонт туалетных комнат групп № 2, 4. | |
| Обеспечить оснащенность физкультурно – оздоровительной базы. | Физкультурный инвентарь обновлен частично. |
| Пополнить инвентарь. |
7. Информационная среда ДОУ. | Ввести в практику деятельности ДОУ систему электронного документооборота. | Введена. |
|
|
Установить электронную почту. | Установлена. |
|
| |
Создание медиатеки в ДОУ. | Не создана. | Нет технической возможности. | Изучить материал по данной теме. | |
Обеспечить использования легального программного обеспечения в деятельности ДОУ. | Установлено легальное программное обеспечение. |
|
| |
8. Формирование механизмов общественного участия в деятельности ДОУ. | Создание и функционирование попечительского совета. | Не создан |
| Отложить создание на 2010-2012г. |
Обеспечение создания и функционирования фондов развития ДОУ (некоммерческого партнерства). | Не создан. |
| Привлечения ресурсов на укрепление и развитие материально-технической базы за счет расширения сферы родительского участия в жизнедеятельности ДОУ. | |
Ввести в практику деятельности ДОУ проведение ежегодных публичных отчетов о результатах деятельности перед местным сообществом и органами местного самоуправления. | Не создан |
| Отложить до создания интернет странички. | |
Ввести в практику деятельности ДОУ систему внешнего оценивания результатов деятельности. | Введена через анкетирование. |
| Ввести через соцопрос. | |
9. Повышение эффективности кадрового сопровождения. | Обеспечение ежегодное повышение квалификации для педагогических работников. | Повышение квалификации прошли 13 человек. См. приложение № 2. |
|
|
| Обеспечить повышение квалификационных категорий для педагогических работников ДОУ. | См приложение № 2 |
|
|
Трудности и пути решения.
Осуществляя анализ учебно-воспитательного процесса, его эффективности и результативности, необходимо отметить, что наилучшие результаты коллективом МДОУ № 208 были достигнуты в направлении художественно-эстетическом развитии детей, которое являлось приоритетным направлением нашего учреждения. Об этом, во-первых, свидетельствует количество авторских разработок коллектива в данном направлении, а во-вторых, анализ участия детей МДОУ № 208 за последние три учебных года в разных конкурсах. Однако, приоритетное направление МДОУ № 208 познавательно-речевое только начинает реализовываться с 2009г. В то же время, анализ документации и практики педагогического коллектива, а также условий, сопутствующих организации образовательного процесса, выявляет ряд нерешенных или слабо проработанных вопросов, крайне важных для учреждения. Данные проблемные вопросы можно условно разбить на две группы:
Группа проблемных вопросов, которые администрация и педагогический коллектив
1. Не в силах решить, или могут решить частично, поэтапно.
2. Могут решить.
К первой группе относятся такие проблемные вопросы как:
- сокращение штатного расписания при одновременном увеличении плана комплектования Учреждения, что, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на персонал и негативно сказывается на реализации личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
- отсутствие ставки логопеда и логопункта;
- отсутствие бюджетного финансирования в необходимых объемах для своевременного оснащения и обновления предметно-развивающей среды в группах (согласно современным требованиям);
- износ инженерно-технических коммуникаций.
Ко второй группе относятся такие проблемные вопросы как:
- отсутствие перспективной программы развития совместной деятельности, взаимодействия педагогов, специалистов Службы сопровождения и родителей;
- отсутствие инновационной деятельности ДОУ;
- создание условий для эффективной работы с родителями (семейная гостиная, библиотека, обмена информацией через электронную почту и Интернет-сайт ДОУ).
Несмотря на имеющиеся трудности, дошкольное учреждение постоянно решает наболевшие проблемы. Усилия педагогического коллектива и администрации направлены на сохранение и повышение имиджа ДОУ на рынке образовательных услуг.
Из вышеизложенного анализа работы следует, что система работы нашего детского сада требует создания такого проекта, где должны быть предусмотрены все внутренние преобразования, способствующие развитию и воспитанию детей с превышением с государственного стандарта. Для этого необходимо иметь высококвалифицированный коллектив педагогов и специалистов, реализующих на высоком уровне комплексные программы. В то же время, у родителей должны быть сформированы потребность и готовность к конструктивному сотрудничеству с детским садом, желание участвовать в организации образовательного процесса. В ДОУ должна быть создана материально-техническая база, соответствующая современным требованиям. Предметно-развивающая среда должна способствовать индивидуальному подходу к развитию ребенка. На сегодняшний день мы не имеем описанного уровня развития, но считаем, что у нас есть все основания для устранения имеющихся недостатков. Мы сохраняем миссию детского сада, будем стремиться открывать новые кружки, группы и расширять образовательные услуги, для построения новой модели своего учреждения – педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей.
Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что реально сложившиеся условия и потенциальные возможности коллектива создают перспективы для дальнейшего развития учреждения. Это потребует совершенствования деятельности ДОУ, на решение которого направлена программа развития МДОУ № 208.
II. Концептуально – прогностическая часть
МДОУ № 208 представляет собой сложную взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей; материальных и технических условий, правовых и нравственных норм. При этом указанные взаимодействия порождают особые качества нашего учреждения как целостной системы: эмоциональный климат, интеллектуальную, нравственную сферу и культуру, общественное мнение и авторитет среди родителей воспитанников.
Основным механизмом развития нашего ДОУ является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ, что выражается в переходе учреждения в режим развития.
Педагогической деятельности нашего коллектива является внедрение личностно-ориентированной модели образовательного процесса на основе воспитательной педагогической практики и педагогической практики самореализации личности. Мы планируем к 2012 году создать в ДОУ образовательную среду, обеспечивающую познавательно – речевое развитие ребенка, формирование у него компетентности до уровня, соответствующего его возрастным возможностям, требованиям социального заказа и семьи.
Ценностные приоритеты:
Демократизация образовательного процесса.
Саморазвитие личности.
Создание единого образовательного пространства в ДОУ и в семье.
Создание условий для педагогического творчества.
Модернизация предметно-развивающей среды ДОУ.
Мы строим свою работу по формуле: дети + семья + педагоги = Сообщество. Основой нашего взаимодействия является умение выслушать, ощутить проблемы, побудить к созиданию, коррекции возникших проблем. Взаимодействие строится на принципах взаимопонимания, взаимного уважения и доверия, поддержки и партнерства, взаимоответственности. ……Главная стратегическая цель (миссия детского сада) - обеспечить развитие детей, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, запросов семьи, и общества, путем создания эффективной образовательной среды (на основе компетентностного подхода, принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса) для формирования оптимального уровня компетентности дошкольников.
Коллектив МДОУ № 208 продолжает работу по приоритетному направлению, необходимость чего диктуется предшествующим опытом и достигнутыми результатами:
ü Познавательно-речевое развитие.
Ключевая идея. Сконструированное содержание образования ориентирует педагогов на создание единого образовательного пространства как среды развития и саморазвития личности ребенка. Это создает условия для достижения оптимального уровня психического здоровья, получения позитивного опыта в обучении и общении, художественно-творческом мировоззрении и реализации своего права на образование, развитие, адаптацию.
Задачи реализации концепции
1. Организация и осуществление компетентностного обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субьекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное восприятие ситуации.
2. Направленность воспитательно-образовательного процесса на развитие творческого мировоззрения ребенка.
3. Реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: ненасилия, признания права ребенка на самостоятельность, выбор, собственную жизнь.
4. Реализация коррекционно- развивающей поддержки детям с трудностями в познавательно-речевом развитии.
5. Организация тесного взаимодействия семьи и ДОУ в компетентностном становлении личности ребенка.
Методологические принципы концепции развития ДОУ
Детский сад должен найти оптимальный вариант между выполнением социального заказа и современными образовательными технологиями.
В проектировании и реализации стратегических направлений развития образования в ДОУ мы полагаем идти в первую очередь от воспитанника, то есть осуществлять на практике идеи и принципы современного образования:
- принцип гуманизации – переоценка всех компонентов педагогического процесса в свете их «человекообразующих» функций, когда основным смыслом образования становится развитие личности;
- принцип демократизации - связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
- принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на познавательно-речевое развитие, научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями;
- ·принцип активности – участие коллектива ДОУ и родителей в поиске новых, эффективных методов образования детей;
- ·принцип комплексности и интегративности – интеграция знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе;
- ·принцип преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, поддержание связей между возрастными диапазонами;
- ·принцип гарантированности – гарантия прав детей на получение необходимой помощи, гарантия положительного результата независимо от возраста детей и уровня их физического и психического развития;
- ·принцип креативности – нахождение нестандартных вариантов решения проблем, возникающих в ходе реализации программы развития; объединение коллек… Продолжение »