Осуществляя на практике эти принципы, предполагаем построение системы образования в ДОУ с учётом ценностей 21 века: субъектность, диалогичность, развивающая направленность, интегрированность, фундаментальность, развитие социально- значимых качеств субъектов образовательной деятельности, здоровьесбережение, повышение качества образования. В основе этого лежит возможность:
ü ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;
ü комплексного психолого- медико – педагогического подхода к диагностической, образовательной и коррекционной работе;
ü вариативного выбора программ и технологий развития, обучения и воспитания;
ü интеграции детей с различным уровнем физического и интеллектуального развития.
Содержание и организация образовательного процесса
Данные проблемного анализа позволяют выделить ресурсы, которые могут стать фундаментом Программы развития ДОУ: достаточный уровень профессионализма педагогов, наличие нормативно- правовой базы, наличие необходимой материально- технической и научно- методической базы, стабильное финансирование учреждения и возможность использования дополнительных источников.
Структура образовательного пространства ДОУ
В связи с тем, что наше дошкольное учреждение обеспечивает всестороннее развитие детей, педагогические технологии представлены тремя блоками: личностно-развивающие, социально- адаптивные и оздоровительные.
Личностно-развивающие технологии, выступающие основными в образовании. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей и здоровья ребенка, пробуждают в нем стремление к знаниям, ориентированы на сохранение самоценности дошкольного детства. Данные технологии характеризуются диалогичностью, гибкостью, творчеством. Они представлены в каждой парциальной программе, дополняющих используемые комплексные программы.
С целью расширения вариативности образовательного процесса МДОУ № 208 "с 2009-2010 коллектив планирует апробацию новых образовательных технологий таких как:
ü Проектный метод обучения;
ü Проблемное обучение
ü Технология использования игровых методов обучения
ü Информационно-коммуникационные технологии
ü Модульный метод.
Данные технологии будут способствовать реализации компетентностного подход в обучении и воспитании дошкольников, обеспечат формирование ключевых компетентностей воспитанников ДОУ. Благодаря использованию современных педагогических технологий ожидается позитивная динамика качества обучения, уровня обученности, уровня воспитанности детей.
Таким образом, с внедрением нового содержания в образовательный процесс требуется изменение предметно-пространственной среды. Планируется пополнить и изменить социально-педагогическую и материально – техническую среду учреждения следующим образом: построить ее на общепризнанных принципах, разработанных В.А. Петровским, модернизировать согласно внедряемым технологиям. А также привлечь в работе с детьми родительскую общественность.
Организационно – педагогическая структура
Управление ДОУ претерпевает изменения и способствует созданию комфортных условий для развития всех участников образовательного процесса и функционирования ДОУ в режиме развития. Структура представляется нам в следующем виде:
Управление МДОУ № 208
Заведующий | Совет программы | Совет родительской общественности | Педагогический совет |
Такое управление способствует обновлению воспитательно – образовательной системы детского сада. Каждая структурная единица заинтересована в конструктивном решении вопросов образования и развития дошкольника и работает с учётом специфики времени, социального заказа, а в совокупности с другими обеспечивает преемственность, качественное образование, успешную адаптацию выпускников в окружающей среде. Функции структурных единиц:
1) заведующий – организация работы по реализации программы развития;
2) педагогический совет – разработка и коррекция программы развития, обеспечение стратегии взаимодействия ДОУ, родителей и других учреждений города; координация действий управленческих и педагогических структур; прогноз потребности в новых типах и видах образовательных услуг;
3) совет программы – осуществляет мониторинг реализации программы; координирует и корректирует действия всех структурных единиц, на основе анализа мониторинговых результатов; прогнозирует программно- методическое, дидактическое и развивающее обеспечение; способствует созданию единого информационного поля о состоянии реализации программы развития;
4) совет родительской общественности – способствует установлению доверительных контактов между родителями и ДОУ; обеспечивает создание единого образовательного пространства семья – ДОУ; осуществляет педагогическую пропаганду и обмен опытом семейного и общественного воспитания;
Основным результатом функционирования открытой системы ДОУ будет успешное развитие личности ребёнка, соответствующее характеристикам:
- Здоровье и физическое развитие:
1. Физическое развитие соответствует возрастной норме.
2. Здоров
3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни.
- Развитие познавательной деятельности, поведения:
1. Сформирована произвольность психических процессов.
2. Сформированы интеллектуальные умения, развернутые и конкретные представления о мире.
3 Способен управлять поведением в соответствии с социальными нормами и правилами.
4. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.
- Мотивационная готовность к обучению в школе:
1. Имеет познавательный или социальный мотив учения.
2. Желает учиться в школе.
Этапы и содержание творческо-поисковой деятельности по реализации основных направлений концепции программы развития
I. Создать рациональную образовательную среду, способствующую повышению познавательно-речевого развития дошкольника на основе использования компетентностного подхода.
1 этап – организационный (2009 – 2011.г.) :
- разработка нормативно- правовой базы;
- создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий;
- организация обучения кадров;
- отбор содержания и разработка структуры обновления содержания образовательной среды ДОУ;
- освоение современных управленческих технологий административным блоком;
- разработка модели предметно-пространственной среды.
- Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.
2 этап – внедренческий (2011 – 2012.г.) :
- Проецирование личностно- развивающих и социально-адаптивных технологий на содержание образовательных программ.
- Апробация технологий с целью получения достоверных фактов о возможности использования их в другой сфере.
- Определение уровня качества компетентности детей ДОУ.
- Формирование банка данных по имеющимся технологиям, сбор данных в банк идей развития ДОУ.
3 этап – результативный (2012 - 2013.г.) :
- Обработка информационно – аналитических материалов по сравнению двух этапов.
- сопоставить показатели деятельности ДОУ за период реализации направления
- анализ влияния инновационных технологий на развития ДОУ.
- выявить положительные и отрицательные тенденции в реализации направления программы развития.
- Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях.
II. Cоздание единой образовательной среды в ДОУ и семье для повышения уровня познавательно-речевого развития детей.
1 этап – организационный (2009 – 2011.г.) :
- разработка нормативно- правовой базы;
- анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.
- формирование банка методических идей;
- разработка структуры внедрения новых форм работы по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ.
2 этап – внедренческий (2011 – 2012.г.) :
апробирование и внедрение новых форм работы и технологий по взаимодействию с родителями в образовательную среду ДОУ.
Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями.
3 этап – результативный (2012 - 2013.г.) :
анализ результатов реализации модуля в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
обобщение опыта работы педагогов.
Результаты работы попечительского совета
Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях.
Разработать программу развития ДОУ на следующий период с учётом полученных результатов.
Критерии эффективности эксперимента
Основным критерием эффекта данного проекта будет удовлетворенность всеми участниками образовательного процесса знаниями, умением и навыками, соответствующих требованиям современного общества, повышение качества образования.
Ожидаемые результаты:
1. Уровень познавательно-речевого развития детей детского сада превышает государственный образовательный стандарт.
2. Наличие в ДОУ предметно-развивающей творческой среды, удовлетворяющей потребности развития детей.
3. Педагоги имеют высокий образовательный и квалификационный уровень, превышающий на начальном периоде реализации программы.
4. Сформирован имидж ДОУ в микрорайоне, городе, что способствует привлечению детей и их родителей до 7 лет к образовательной деятельности в ДОУ.
Прогнозируемый результат | Критерии | ||
Факта | Качества | Отношения | |
Уровень познавательно-речевого развития детей детского сада превышает государственный образовательный стандарт
| Система работы ДОУ по компетентностному подходу в образовании детей
| Соответствие компетентности выпускников ДОУ требованиям общества. Результаты диагностики. Личные достижения воспитанников. Широта предоставляемых образовательных услуг. | Удовлетворенность потребителя уровнем образовательных услуг. Удовлетворенность родителей уровнем образования детей.
|
Наличие в ДОУ предметно-развивающей творческой среды, удовлетворяющей потребности развития детей
| Наличие предметно-развивающей среды Ценностные основы и гуманистическая направленность развивающей творческой среды
| Соответствие направлений развития предметно-развивающей среды потребностям детей
| Удовлетворенность детей и воспитателей в предметно-развивающейся среде ДОУ |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ
| Система научно-методической работы ДОУ, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов. Количество воспитателей, прошедших курсы повышения квалификации. Количество педагогов, работающих в режиме эксперимента или инновации. Количество педагогов, повысивших категорию. | Уровень профессиональной компетентности педагогов. Уровень психолого-педагогической компетентности и его проявление в межличностных отношениях. | Удовлетворенность педагога собственным уровнем профессиональной компетентности. Удовлетворенность родителей уровнем профессиональной компетентности педагога и качеством предоставляемых услуг. Наличие мотивов совершенствования уровня профессиональной компетентности |
Сформирован имидж ДОУ в микрорайоне, городе, что способствует привлечению детей и их родителей до 7 лет к образовательной деятельности в ДОУ.
| Наличие публикаций в СМИ. Посещаемость детьми ДОУ. | Широта предоставляемых образовательных услуг. Соответствие требованиям нового качества образования. Широта и спектр видов деятельности, услуг, реализуемых в ДОУ. | Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем личностного роста детей.
|
III. Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые:
Ø разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (положений, правил, функционалов, должностных обязанностей);
Научно-методические:
Ø функционирование научно-методического совета ДОУ;
Ø разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации Программы;
Ø внедрение системы методических консультаций структурных подразделений ДОУ по приоритетным направлениям Программы развития;
Ø Подготовка методического комплекса по проектированию локальной интегрированной среды в группах;
Ø Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию новых образовательных технологий.
Кадровое:
Ø создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации новой модели;
Ø привлечение необходимых специалистов извне;
Ø создание творческих групп;
Информационные:
Ø формирование банка данных по направлениям Программы развития;
Ø мониторинговые мероприятия;
Ø организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации Программы развития;
Материально-технические:
Ø обновление предметно-развивающей среды в группах;
Ø приобретение технических и дидактических средств обучения;
Ø оснащение ДОУ оргтехническими средствами: телевизорами,
мультимедийными проекторами, DVD - проигрывателями.
Финансовые:
Ø смета расходов ДОУ;
Ø спонсорская и благотворительная помощь;
Ø предпринимательская деятельность ДОУ.
IV. Процессуально - технологическая часть
Программа развития МДОУ № 208 сформирована как совокупность двух направлений работы, выстроенных для достижения обозначенных выше задач в рамках имеющихся ресурсов и действующих ограничений.
I. Создание рациональной образовательной среды, способствующую повышению познавательно-речевого развития дошкольника на основе использования компетентностного подхода.
II. Cоздание единой образовательной среды в ДОУ и семье для повышения уровня познавательно-речевого развития детей.