Проблемно – ориентированный анализ
воспитательно – образовательной работы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара
за 2011– 2012 учебный год.
Прошедший год стал очередным шагом в развитии ДОУ. Воспитательно-образовательная работа строилась согласно годового плана.
В 2011–2012 учебном году перед коллективом детского сада была поставлена цель: всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- Совершенствовать здоровьесберегающую среду ДОУ через оптимальную организацию двигательного режима дошкольников в совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ и СанПиН.
- Повышение качества работы по познавательно-речевому развитию детей, через повышение уровня методического и профессионального мастерства педагогического коллектива в соответствии с ФГТ.
- Совершенствовать работу по игровой деятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГТ.
В своей работе мы использовали следующие программы и технологии:
- Комплексная программа «Радуга», авторы Соловьева Е., В Доронова Т. Н., Гризик Т. И. и др.
- «Программа воспитание и обучения детей дошкольного возраста», автор М. А. Васильева
- Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного детства», Стеркина Р. Б., Князева О. Л.
- «Программа формирования творческих способностей дошкольников» Т. А. Сидорчук
Для успешной реализации задачи по совершенствованию здоровьесберегающей среды ДОУ через оптимальную организацию двигательного режима дошкольников в совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ и СанПиН были проведены следующие мероприятия. Педагогический совет на тему: «Совершенствование здоровьесберегающей среды ДОУ через организацию двигательного режима» (декабрь 2011г.); консультация на тему: «Требования к организации по физическому воспитанию по СанПиН» (октябрь 2011г), практикум с педагогами «Оптимизация двигательного режима в образовательном процессе»» (ноябрь 2011г.), педагогический час «ФГТ к созданию предметной развивающей среды по физическому развитию детей» (февраль 2012г.), тематический контроль: «Соблюдение требований СанПиН к организации образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура» (ноябрь 2011г.).
В ДОУ реализуются следующие оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, прием детей на улице в летний период, использование фитонцидов (лук и чеснок на обед), физкультминутки во время НОД, оптимальный двигательный режим, чистка зубов после приема пищи (старшая и подготовительная к школе группа), динамический час 1 раз в неделю. Работу по физическому воспитанию осуществляла инструктор по физическому воспитанию Молодова Н. В., которая систематически проводила физкультурные занятия, праздники и развлечения, но в феврале 2012г. уволилась. На своих занятиях Наталья Владимировна использует корригирующую гимнастику, специальное оборудование для профилактики плоскостопия. По решению педагогического совета утренняя гимнастика по понедельникам и пятницам проходит на основе подвижных игр. Команда детей подготовительной к школе группы ДОУ приняла участие в спортивном празднике «Веселые старты» среди ДОУ Красноглинского района и победила в номинации «Самая дружная и ловкая команда» (апрель 2012г.).
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.
Результаты анализа заболеваемости детей
в сравнительных показателях за 2009 – 2011г.
Годы | Ясли | Сад | ||
Количество случаев | Пропущено 1 ребенком | Количество случаев | Пропущено 1 ребенком | |
2009 | 107 | 8 | 370 | 8 |
2010 | 154 | 9 | 481 | 6 |
2011 | 232 | 9 | 484 | 8 |
Анализируя состояние здоровья детей нужно отметить, что заболеваемость в группах сада не стало меньше, а в 1 младшей группе стала выше.
Другим показателем здоровья детей является группа здоровья воспитанников.
Сравнительная таблица групп здоровья детей (на конец учебного года)
Годы | Группы здоровья детей | |||
Первая | Вторая | Третья | ||
2009 | 113 | 90 – 79,6% | 20 – 17,7% | 3 – 2,7% |
2010 | 115 | 67 – 58,2% | 43 – 37,4% | 5 – 4,4% |
2011 | 121 | 66 – 54,5% | 49 – 40,5% | 6 – 5% |
Необходимо отметить, что увеличилось число детей со 2 группой здоровья из числа вновь поступающих в 1 младшую группу.
1 младшая группа | Группы здоровья детей | ||
Первая | Вторая | Третья | |
2009-2010 | 12 – 63,1% | 5 – 26,3% | 2 – 10,6% |
2010-2011 | 11 – 50% | 10 – 45,5% | 1- 4,5% |
2011-2012 | 10 – 41,7% | 12 – 50% | 2 – 8,3 |
Анализируя адаптационные листы детей, можно сделать вывод, что у детей протекала в основном адаптация в легкой степени.
Сравнительный анализ адаптации детей
1 младшей группы
за 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные года
Учебные года | Легкая | Средняя | Тяжелая | Крайне тяжелая |
2009 – 2010 | 48% | 44% | 5% | 3% |
2010 – 2011 | 55% | 40% | 5% | 0 |
2011-2012 | 20 – 83,3% | 4 – 16,7% | 0 | 0 |
Наблюдается положительная динамика по адаптации детей: из 24 человек: 20 (83,3%) – легкая, 4 (16,7%) – средняя.
Уровень усвоения программы по физическому воспитанию детей
Годы
| Кол.
| Высокий | Средний | Низкий |
2009 – 2010 | 75 | 60% | 38,7% | 1,3% |
2010 – 2011 | 89 | 37,1% | 60,7% | 2,2% |
2011 – 2012 | 96 | 8,3% | 85,4% | 6,3% |
По результатам уровня развития физических навыков и умений мы видим, что детей с высоким уровнем стало меньше на 28%. Причиной может быть тот факт, что инструктор по физическому воспитанию уволился. Педагоги не достаточно владеют методикой физического воспитание детей. Недостаточное количество современного спортивного оборудования (спортивных комплексов, тренажеров), малое количество нетрадиционных и игровых НОД, большое количество простудных заболеваний, отсутствие условий для оздоровления детей говорит о нерешенности данной задачи в этом учебном году.
Пути решения:
- Направить на курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ с целью повышения интереса к внедрению технологии оздоровления детей.
- Добиваться эффективной работы по данному направлению через внедрение нетрадиционных и игровых форм работы с детьми.
- Повышение двигательной активности детей в соответствии с СанПиН и в НОД.
- Создавать условия для повышения эффективности работы по физическому развитию через обновление и приобретение необходимого оборудования и пособий для физкультурного зала.
В течение 2011 – 2012 учебного года в ДОУ осуществлялась деятельность, направленная на повышение качества работы по познавательно-речевому развитию детей, через повышение уровня методического и профессионального мастерства педагогического коллектива в соответствии с ФГТ. С целью максимальной эффективности решения данной задачи были проведены следующие мероприятия:
Педагогический совет на тему: «Формирование познавательно-речевого развития у дошкольников» (февраль 2012г.), семинар - практикум «Технология построения интегрированной НОД в ДОУ» (январь - март 2012г.), «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» (март - апрель 2012г.). Был организован смотр – конкурс «Лучшая развивающая среда по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» (январь 2012г.), в котором победила старшая группа (воспитатель Надеева С.И.) В рамках тематической проверки был рассмотрен вопрос «Грамматический строй речи у дошкольников» (февраль 2012г.)
В рамках повышения уровня методического и профессионального мастерства был утвержден план работы с педагогами на 2011- 2012 учебный год по повышению профессиональной компетенции по вопросам организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. В соответствии с данным планом были рассмотрены следующие вопросы: «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ», «Технология интегрированной НОД», «Варианты тематического планирования», «НОД в образовательном процессе», «Мониторинг. Новые требования». Результатом проделанной работы было представление опыта старшего воспитателя Чебордаковой Н.Е. «Организация образовательного процесса в партнерской деятельности взрослого и ребенка» на городской конференции ЦРО г.о. Самара «Деятельностный подход к организации образовательного процесса», участие старшего воспитателя в Интернет – проекте «Дошкольное образование: работаем по- новому» с презентацией материала «Календарное и тематическое планирование по ФГТ». Педагоги Каськова Г.Н. и Николаева Т. Н. приняли участие в районном конкурсе конспектов НОД «Наш край Поволжье», в котором Каськова Г. Н. стала победителем (ноябрь 2011г.) Педагог Хабибуллина Е.В. приняла участие в районном педагогическом конкурсе «Ступени мастерства» и заняла … место. Педагог Николаева Т. Н. приняла участие в заочном этапе городского конкурса «Воспитатель года – 2012».
В рамках реализации познавательно-речевого направления в 2011-2012 учебном году на базе ДОУ проходило районное методическое объединение для воспитателей групп 1 младшего возраста (педагог Сычева Н.В.) на тему: «Народный фольклор в социализации детей» (декабрь 2011г.), педагог Николаева Т. Н. провела интегрированную НОД в нетрадиционной форме «Что? Где? Когда?» для родителей с воспитанниками подготовительной к школе группы (январь 2012г.) Воспитанница подготовительной к школе группы заняла 3 место в районном фестивале детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» с темой проекта «Да здравствует мыло душистое!», стала призером городского фестиваля (февраль 2012г.). Воспитанница старшей группы Царенко Дарья (педагог Надеева С.И.) приняла участие в районном конкурсе чтецов «Веселые стихи» (март 2012г.). Воспитанники подготовительной к школе группы Тимофеев Олег, Львова Ксения приняли участие в районном конкурсе «Математическая перестрелка» (апрель 2012г.) В этом учебном году по данному направлению проводилась кружковая работа: «Дружные пальчики» в средней группе (педагог Каськова Г. Н.)
Сравнительный анализ результатов усвоения программы
по развитию речи детей ДОУ.
Уровень усвоения программы по развитию речи | 2010-2011 | 2011-2012 |
|
Высокий | 22,7% | 10,9% |
|
Средний | 54,6% | 68,1% |
|
Низкий | 22,7% | 21% |
|
По результатам мониторинга речевого развития детей 4-6 лет видно, что значительную часть групп (50% в старшей и 70% средней) составляют дети с нарушениями речи. Логопедическое обследование показало, что у детей средней группы наблюдаются признаки лексико-грамматического недоразвития. С каждым годом увеличивается число детей с диагнозом ЗПР (4 чел.) и ОНР (7 ребенка ) Данные дети нуждаются в специализированных дошкольных учреждениях.
Причин может быть несколько:
- Отсутствие на базе ДОУ логопункта и логопеда в штатном расписании.
- Формальное отношение воспитателей к реализации области «Коммуникации», а как следствие – некачественное проведение НОД и индивидуальной работы с детьми педагогами с маленьким стажем работы, а так же руководство речевой деятельностью вне занятий;
- Слабая просветительская деятельность педагогов среди родителей, направленная на формирование осознанного отношения к речевому развитию детей;
- Объективно и ежегодно увеличивающееся количество детей: с задержкой психического развития, нарушениями речи.
Пути решения:
Организовать повышение квалификации педагогов по данному направлению через курсовую подготовку ЦРО и СИПКРО, посещение районных и городским МО, конференций и семинаров.
В этом учебном году коллективом нашего ДОУ велась работа по совершенствованию работы по развитию игровой деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГТ. В рамках реализации данной задачи были проведены следующие мероприятия: педагогический совет - дискуссия на тему: «Игровая деятельность в условиях детского сада» (апрель 2012г.), практическая консультация «Игровая мотивация в образовательном процессе» (март 2012г.), тематический контроль «Игровая мотивация в образовательном процессе ДОУ» (апрель 2012г.)
Подводя итог, можно сообщить, что данный вопрос остается актуальным. Действительно игровой деятельности и созданию игровой мотивации при проведении НОД уделяется мало времени. Педагоги слабо владеют методикой развития игрового действия, особенностями построения сюжетно-ролевой игры. Использование игровых методов и приемов педагоги применяют беспорядочно и не всегда соответствуют способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Но данная задача остается актуальной в связи с новыми требованиями планирования методической работы в ДОУ по обеспечению ФГТ.
Содержание деятельности ДОУ в 2011-2012 учебном году не ограничилась решением годовых задач, методическая работа строилась гораздо шире. Она отобразилась в следующих показателях:
- Старший воспитатель Чебордакова Н.Е. представила опыт работы детского сада на тему: «Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников» на Августовском педагогическом форуме «Самарское образование в условиях модернизации» (сентябрь 2011г.)
- Воспитанница подготовительной к школе группы Драгунова Дарья (педагог Хабибуллина Е.В.) стала победителем открытого городского конкурса на лучший рисунок для оформления детского новогоднего подарка от Деда Мороза и тематического оформления уличных баннеров г. Самары (ноябрь 2011г.)
- Воспитанница старшей группы Царенко Дарья (педагог Надеева С.И.) и подготовительной к школе группы Макарова Анастасия (педагог Хабибуллина Е.В.) стали участниками 4 городского конкурса по изготовлению лучшей новогодней игрушки для украшения Больших городских Ёлок (декабрь 2011г)
- Воспитанница старшей группы Кандрашкина Ксения (педагог Надеева С.И.) заняла 1 место в районном фестивале детского изобразительного искусства «Мир глазами ребенка» (портрет «Моя семья»). Данная работа приняла участие во втором городском этапе этого конкурса (март 2012г.)
Приложение
Содержание деятельности МДОУ № 208
Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в МДОУ № 208
1. Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
№ | Критерии оценки | Начало года | Конец года | ||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
1 | Игровая деятельность | 4,8 | 50,2 | 45 | 48 | 33 | 19 |
2 | Речевое развитие | 4,6 | 95,5 | 39,9 | 31,5 | 48,5 | 20 |
3 | Изобразительная деятельность | 45,1 | 52,2 | 6,5 | 44 | 41 | 15 |
4 | Музыкальная деятельность | 12 | 63,6 | 24,4 | 48 | 48 | 4 |
5 | Театрализованная деятельность | 25,3 | 25,3 | 49,5 | 39 | 39 | 22 |
6 | Конструктивная деятельность | 8,5 | 63,6 | 27,8 | 45 | 42 | 13 |
7 | Элементарные математические представления | 6,5 | 44,2 | 49,3 | 38 | 33 | 29 |
8 | Элементарные естественнонаучные представления | 5,5 | 62,7 | 31,8 | 55 | 34 | 11 |
9 | Экологическая культура | 3,4 | 58,5 | 38,1 | 35 | 53 | 12 |
10 | Представления о человека в истории и культуре | 15,4 | 46 | 38,6 | 47 | 41 | 11 |
11 11.1 | Физическое развитие и здоровье: Физическая подготовленность |
7,9 |
74,4 |
17,4 |
35 |
60 |
5 |
11.2 | Двигательная активность | 45 | 40 | 15 | 45 | 50 | 5 |
13 | Всего: | 15,3 | 56 | 28,7 | 43 | 44 | 13 |
Сравнительный анализ
результатов усвоения программы
по формированию элементарных математических представлений детей ДОУ.
Уровень усвоения программы по ФЭМП
| 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 |
Высокий | 28,1% | 30% | 21,2% |
Средний | 61,8% | 63,3% | 75,4% |
Низкий | 10,1% | 6,7% | 3,4% |
Анализируя результаты усвоения программы можно сделать следующие выводы, что детей с высоким уровнем стало меньше на 8,8% по сравнению с предыдущим годом, с низким уровнем на 3,3% меньше. Нужно отметить, что
- У воспитателей преобладает вербальный метод воздействия на детей;
- Овладение знаниями методики у вновь принятых педагогов идет параллельно с практической деятельностью, что иногда вызывает нежелательные ошибки;
- Небольшое количество игровых и сюжетных занятий, развивающих игр и занимательного математического материала в работе с детьми.
Сравнительный анализ
по результатам усвоения программы по изобразительной деятельности МДОУ № 208
Уровень усвоения программы по развитию речи | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 |
Высокий | 18,3% | 16 – 27,2% | 15 - 22,4% |
Средний | 68,7% | 33 – 55,9% | 37 – 55,2% |
Низкий | 13% | 10 – 16,9% | 15 – 22,4% |
Таким образом видно, что наблюдается небольшая динамика в усвоении программы.
Причины в следующем:
- Недостаточный качественный уровень подготовки и проведения НОД по изобразительной деятельности;
- Недостаточное внимание со стороны воспитателей к индивидуальным формам работы с детьми по данному разделу;
- Формальное отношение к организации самостоятельной художественной деятельности вне занятий.
Сравнительный анализ
уровня воображения детей средней, старшей и подготовительной групп
МДОУ № 208 за 2008/09, 2009/10, 2010/11 учебный год.
Как мы видим из анализа, хорошая динамика в развитии творческих способностей детей ДОУ сохраняется, но появилось больше детей с 3 и 4 уровнем воображения. Причина заключается в том, чтобы избежать большой нагрузки на детей, НОД по ТРИЗ, пришлось вынести во половину дня в свободную деятельность.
Качественные и количественные данные о кружковой работе:
Наименование | Кол-во занимающихся | Возраст | Направление | Руководители | Результативность |
«Дружные пальчики» | 20 | 3-4 года | Развитие мелкой моторики рук. | Каськова Г. Н. | 82% детей успешно усвоили пальчиковые гимнастики, народные песенки и потешки. У детей развивается мелкая моторика рук. |
«Школа мяча | 22 | 6-7 лет | Овладение методикой спортивных игр: волейбол, баскетбол. | Николаева Т.Н. | 80% детей успешно овладели элементами игре в волейбол и баскетбол: передаче мяча и подаче двумя руками, ловле и передаче, броскам мяча двумя руками в корзину, ведению мяча. |
Вывод: кружковая работа позволяет реализовывать Программу по приоритетному направлению ДОУ.
Результаты освоения детьми разделов программ
в целом по МДОУ № 208
Показатель | 2009/10 | 2010/11 уч.г. | 2011/12 |
Высокий | 51,2% | 22,2% | 13,4% |
Средний | 35,1% | 60% | 74% |
Низкий | 13,6% | 13,3% | 12,6% |
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее успешное усвоение программы проходит по ФЭМП. Речевое направление на данный момент вызывает сожаление.
Анализ уровня готовности детей подготовительной к школе группе показал следующее:
Результаты готовности детей подготовительной к школе группе МБДОУ № 208
Сравнительная таблица готовности детей к школе МБДОУ № 208
Показатель | 2009/10 | 2010/11 уч.г. | 2011/12 |
Высокий | 12 (52,2%) | 11 (44%) | 3 – 14,3% |
Средний | 8 (34,8%) | 14 (56%) | 16 – 76,2% |
Низкий | 3 (13%) | 0 | 2 – 9,5% |
Из анализа видно, что в 2011 – 2012 учебном году 2 детей с низким уровнем усвоения программы.
По результатам мониторинга психологической готовности к школе общий показатель интеллектуальных способностей детей: высокий уровень – 4 ребенка (18,2%), средний уровень – 14 детей (63,6%), низкий уровень 4 ребенка (18,2%). Трое из данной группы останутся еще на 1 учебный год.
По результатам аналитической справки комплексной проверки подготовительной к школе группы ДОУ нужно отметить, что приведенная статистика показывает результаты по отдельным функциям. 86% детей данной группы готовы к обучению в школе.
В 2011–2012 учебном году педагоги ДОУ прошли повышение квалификации на курсах СИПКРО и ЦРО: Каськова Г.Н.. – СИПКРО 36ч., Хабибуллина Е.В. – СИПКРО 144ч., Чебордакова Н.Е. – СИПКРО 72ч., Сычева Н. В. – СИПКРО 36ч., ЦРО 108ч., Мигунова О.С. – ЦРО ч., Ерошкина Н.П. – СИПКРО 36ч. Всего составляет 53,8 %.
В данном учебном году педагоги ДОУ не повышали свои квалификационные категории.
Распространение педагогического опыта через семинары, конференции, методические объединения:
Опыт работы |
Кем реализован |
Где представлен | Где проводился |
Кем использован |
Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников. | Старший воспитатель Чебордакова Н. Е. | Августовский педагогический форум «Самарское образование в условиях модернизации» | МОУ № 156 | Педагогами Красноглинского района |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация». | Старший воспитатель Чебордакова Н. Е. | Районное методическое объединение старших воспитателей «Реализация ФГТ в образовательной деятельности ДОУ». | ТИМО | Старшими воспитателями Красноглинского района |
НОД «Цветик - семицветик» в рамках тематической недели «Расцвели вокруг цветы». | Воспитатель Хабибуллина Е.В. | Районный педагогический конкурс «Ступени мастерства» | На базе ДОУ | Педагогами ДОУ |
«Организация образовательного процесса в партнерской деятельности | Старший воспитатель Чебордакова Н.Е. | Городская конференция «Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ» | ЦРО г.о. Самара | Старшими воспитателями и воспитателями города |
Фольклор в раннем возрасте. | Воспитатель Сычева Н.В. | Методическое объединение воспитателей раннего возраста Красноглинского района г. о. Самара | На базе ДОУ | Воспитателями Красноглинского района |
НОД в нетрадиционной форме «Что? Где? Когда?» | Воспитатель Николаева Т.Н. | Открытое родительское собрание в подготовительной к школе группе | На базе ДОУ | Воспитателями ДОУ |
Таким образом, при планировании задач на будущее необходимо учесть все недоработки, ошибки, допущенные в прошлом учебном году, и вести углубленную работу по следующим направлениям:
- Физкультурно – оздоровительное;
- Реализация приоритетного направления (познавательно – речевое развитие) с детьми;
- Развитие игровой деятельности в ДОУ.
Ранжирование проблем, вытекающие из данного анализа позволяют сформулировать задачи на предстоящий учебный год следующим образом:
Задачи на 2012 – 2013 учебный год.
- Сов