|
Паспорт Программы развития МДОУ № 208
I. Информационно – аналитическая часть
Пояснительная записка Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. В современной системе дошкольного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных образовательных учреждений. Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий. Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития МДОУ, представляющую собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного поставленных целей. Программа разработана на 3 года с учетом нормативно – правовой базы: § Закон РФ «Об образовании»; § «Декларации прав ребенка»; § «Конституцией РФ»; § «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»; § «Международной Конвенцией о правах ребенка»; § Уставом МДОУ. Содержание разработанной программы отвечает ведущим идеям современного образования: § Признание самоценности дошкольного периода. § Сохранения и развития психофизического здоровья дошкольников. § Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса. § Свобода выбора программ и технологий.
Информационная справка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара находится по адресу: 443028, г. Самара, поселок Мехзавод, квартал 5, дом 9. Учредителем ДОУ является муниципальное образование городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара. По организационно-правовой форме ДОУ является муниципальным учреждением, по типу – дошкольным образовательным учреждением, по виду – детским садом общеразвивающего вида. Лицензия серия А №313600 от 18.05.2009г. Лицензия действительна по 18.05.2014г. Детский сад общеразвивающего вида реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития. В своей деятельности ДОУ руководствуется Конституцией РоссийскойФедерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приказами и распоряжениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями), и настоящим Уставом.
ДОУ открылось 1 июля 1993г. после капитального ремонта (сдан в эксплуатацию в 1981г.). Детский сад специально построенное здание ДОУ, площадь всего помещения 1020 кв. м. Площадь каждой групповой комнаты 98 кв. м. В ДОУ 5 групповых комнат со спальнями и раздевалками.
Материальная база.
Состояние материально-технической базы МДОУ № 208 соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Ежегодно силами коллектива проводится косметический ремонт. Для реализации образовательных задач в ДОУ функционируют: - физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет. Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется спортивная площадка. В зимнее время года участки пополняются снежными фигурами и горками. ДОУ оснащено современными техническими средствами: В основном всё это создано и приобретено за счёт бюджетных и внебюджетных средств в период с 2007г. по 2009г. В этот же период в ДОУ проведена автоматическая пожарная сигнализация, смонтировано речевое оповещение, установлены противопожарные двери (2шт.), проведён ремонт музыкального зала, пищеблока, общего холла. Администрация ДОУ проводит большую работу по рациональному расходованию бюджетных и внебюджетных средств, изыскивает внебюджетные средства для проведения ежегодного косметического ремонта помещений ДОУ, благоустройства территории.
Характеристика контингента воспитанников.
Обеспечение воспитания, образования, оздоровления детей в возрасте с 2 до 7 лет. В МДОУ действуют 5 возрастные группы:1 младшая группа (дети 2 – 3 лет); 2 младшая группа (дети 3 – 4 лет); средняя группа (дети 4 – 5 лет); старшая группа (дети 5 – 6 лет); подготовительная к школе группа (дети 6 – 7 лет). Списочный состав 116 детей.
В МДОУ № 208 основной формой получения образования детьми является общеразвивающие группы с полным пребыванием детей в ДОУ.
Режим работы. Режим дня МДОУ – традиционный, с 7.00 до 19.00, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней. Окружающий социум.
Детский сад расположен на окраине города в относительно чистом, отдаленном от магистральных улиц и крупных предприятий месте. Недалеко от детского сада – лесные массивы, окружен жилыми домами. Рядом расположены: средняя школа № 103, Дом культуры «Октябрь, парк, стадион, церковь и детская поликлиника № 7. Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы ДОУ был частью образовательного процесса, поэтому МДОУ № 208 открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями. Списочный состав детей МДОУ № 208
Это объясняется востребованностью детских садов в городе, а также наличием сохранной материальной базы, набором оздоровительных и образовательных услуг ДОУ.
Кадровое обеспечение. В МДОУ работает 13 педагогов, из них 4 человека (31%) имеют высшее образование, остальные (69%) средне - специальное педагогическое образование. Образовательный уровень педагогов
За последние три года доля педагогов с высшим образованием выросла на 4,9% и составила 35,7%.
Большую часть педагогического коллектива (57%) составляют педагоги, сочетающие опыт и профессиональную мобильность. Увеличилось количество молодых педагогов (стаж 0-5 лет), профессионально компетентных в освоении образовательных технологий нового поколения и в получении высоких результатов обучения. Уровень квалификации педагогов (количество, % от общего количества педагогов):
Результаты аттестации педагогических кадров являются внешней оценкой и показателем уровня их профессионализма. Квалификационные категории имеют 57,1% педагогических работников, что свидетельствует о хорошем уровне профессионализма педагогических кадров.
Образовательный процесс.
Образовательно-воспитательный процесс в ДОУ строится на основе комплексной программы воспитания, образования и развития детей «Радуга», составитель Т. Н. Доронова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Данная программа предусматривает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка с 2 до 7 лет. В связи с недостаточным, на наш взгляд, освещением в программе «Радуга» /под ред. Т. Н. Дороновой/ направления работы по некоторым разделам, во всех группах используется «Программа воспитания и обучения в детском саду « под редакцией М. А. Васильевой. Такие разделы как «Физическое воспитание в детском саду», «Музыкальное воспитание в детском саду», «Нравственное воспитание в детском саду»), которые в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривают всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей. Наряду с базисными программами в ДОУ используются следующие парциальные программы: «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Автор: Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина. Программа разработана на основе проекта государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Главная задача: стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение, формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни. Осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. В ДОУ программа реализуется с детьми 4 – 7 лет. Программа «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина по ритмической пластике используется в работе с детьми 4- 7 лет, которая помогает организовать работу по развитию движений и музыкальных способностей у детей. Программа А. И. Буренина, Т. Сауко раздел: «Топ – хлоп, малыши» по музыкально – ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет. Эти программы в своей работе использует музыкальный руководитель ДОУ В рамках приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа: «Программа формирования творческих способностей», автор Т. А. Сидорчук. В эту программу входит ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, РТВ – развитие творческого воображения. В рамках дополнительного образования (секционная, кружковая работа) используется ряд парциальных программ: Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор О. Князева М. Маханева. Цель – формирование у детей дошкольного возраста базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Эта программа реализуется частично в группах старшего возраста для чтения художественной литературы /былины, сказания, сказки/; материал для познавательных занятий и бесед с детьми. Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Реализуется через беседы с детьми, чтение рекомендованных литературных произведений и кружковой работы педагога Николаевой Л. В. Инновационная деятельность дошкольного учреждения обеспечивается программой Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ Т. А. Сидорчук, Н. А. Гордова, А. Г. Апресова. – М.: АРКТИ, 2010. (Технология ТРИЗ) реализуется в подготовительной группе в регламентированной деятельности. Работа педагогов, освобожденных специалистов с детьми осуществляется на основе координации деятельности, используются современные педагогические технологии и формы организации образовательного процесса. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка, а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья. Педагоги создают на занятиях и в других формах обучения эмоционально-насыщенную атмосферу, наполняя их сказочными сюжетами и персонажами, импровизациями, что позволяет преодолеть учебно-дисциплинарные приемы. Занятия в основном проводятся по подгруппам и фронтально. Диагностика и тестирование определяют цели и направления индивидуальной работы с детьми. Дополнительная образовательная деятельность детей (кружки, секции, студии) организована в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка, желаниями и возможностями родителей и рекомендациями педагогов и обеспечивают реализацию познавательно-речевого (приоритетного) направления дошкольного учреждения, а так же организованы кружки и секции по разным направлениям развития детей:
Обеспечивается координация различных направлений педагогического процесса на основе взаимодействия специалистов узкой профессиональной направленности и других сотрудников: проводятся совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания. Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но и где и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослыми среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию. В каждой возрастной группе ДОУ оборудованы центры активности, где размещаются материалы для всех видов деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, двигательной и т.д. Группы оборудованы пособиями, развивающими играми и игрушками. Результативность работы ДОУ отслеживается с помощью регулярной диагностики два раза в год и по мере необходимости. Диагностика позволяет педагогу осуществлять своевременную коррекцию не только детской деятельности, но и своей собственной, если в этом возникает необходимость. Диагностическая информация свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей физического и художественно-эстетического развития детей. Учителя школ, куда приходят наши выпускники, отмечают высокий уровень развития творческих способностей детей. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы. Физкультурные занятия, как в помещении так и на воздухе, проводятся с учетом индивидуальных особенностей, проводится коррекционная работа по профилактике плоскостопия и нарушения осанки. Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия – тренировка, занятия тематические, сюжетные, занятия – соревнования. Для организации двигательной активности детей на воздухе групповые и спортивный участки оформляются в соответствии с временем года. В зимнее время строятся снежные фигуры. Уровень физического развития детей МДОУ № 208
За текущий период спортзал пополнился оборудованием, методическими и дидактическими материалом. Однако в ДОУ нет детских спортивных тренажеров. Дети ДОУ участвуют в спортивных соревнованиях района и развлечениях. Анализируя работу по физическому воспитанию и оздоровлению, следует отметить и негативные моменты: - в ДОУ существует проблема, связанная с материально-техническим обеспечением – это недостаточное оборудование спортивным инвентарем. Приобрести лыжи.
Сравнительная диаграмма уровня речевого развития детей МДОУ № 208 за 2007-2009 учебные год
Сравнительная диаграмма уровня математического развития детей МДОУ № 208 за 2006-2009 учебные года
Анализируя познавательно- речевое развитие детей, следует отметить, что в ДОУ созданы определенные условия, в каждой группе есть уголок природы, что дает возможность ближе познакомить детей с природой, о росте и развитии растений. Педагоги знакомят детей с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта, проводя цикл занятий по разделам: - экология и краеведение, - валеология и ОБЖ, - профессии людей, - путешествия в дальние страны, - наши друзья – животные, - развитие речи и обучение грамоте, - элементарные математические представления. В сфере дополнительного образования работают 3 кружка. Работа по развитию речи прослеживается во всех направлениях работы с детьми. Коррекционная работа проводится во взаимодействии воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. В речевом развитии детей педагоги ДОУ обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Очень важно приобщать детей к культуре чтения художественной литературы - организовывать прослушивание художественных произведений, обсуждать их содержание. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов. Закладывая основы речевой и языковой культуры, педагоги способствуют возникновению у детей предпосылок для овладения чтением и письмом. Однако по результатам анкетирования родителей МДОУ № 208 можно сделать вывод, что дома детям мало уделяется внимания в речевом развитии. Только 28% опрошенных читают детям книги, 3% родителей обсуждают с ребенком прочитанное. Следует отметить, что также необходимо введение ставки логопеда и окрытие логопункта. Большую роль в интеллектуальном развитии детей занимают занятия по конструированию. В группах подобраны настольные, напольные конструкторы, лего - конструкторы, но этого оборудования недостаточно. Поэтому одной из неотложных задач является задача дооборудовать дополнительно необходимыми конструкторами игровые зоны и совершенствовать работу педагогов в этом направлении. Сравнительный анализ эффективности взаимодействия всех сотрудников ДОУ по основным направлениям организации работы по познавательно – речевому образованию детей показал, что: 1. Основным фактором, препятствующим эффективности работы воспитателя недостаточное взаимодействие с родителями в области познавательно-речевого развития детей; 2. Вторым по значимости фактором является недостаточное использование новых технологий в образовательном процессе. Для педагогов ДОУ проводились консультации, семинар-практикум по использованию новых образовательных технологий, однако на практике их применяет 38% педагогов. Использование технологий носит периодический характер. 3. Третий по значимости фактор эффективности работы воспитателей – соотносится с трудностями руководителя ДОУ (выделение дополнительных средств для пополнения материально-технической базы ДОУ).
Анализируя социально-личностное развитие детей хочется отметить, что в детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх, воспитатели развивают умение детей широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, воспитывают честность, доброту, дружеские взаимоотношения, уважение к коллективу, чувство товарищества. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества. Наряду с традиционными формами занятий проводятся экскурсии, интегрированные занятия, викторины, походы. Результаты диагностики в среднем показывает: справляются с программным материалом более 83% детей.
Анализиру… Продолжение » |
© МДОУ детский сад №208 |