Проблемно – ориентированный анализ

воспитательно – образовательной работы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада

общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара

за 2011– 2012 учебный год.

 

Прошедший год стал очередным шагом в развитии ДОУ. Воспитательно-образовательная работа строилась согласно годового плана.

В 2011–2012 учебном году перед коллективом детского сада была поставлена цель: всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

  1. Совершенствовать здоровьесберегающую среду ДОУ через оптимальную организацию двигательного режима дошкольников в совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ и СанПиН.
  2. Повышение качества работы по познавательно-речевому развитию детей, через повышение уровня  методического и профессионального мастерства педагогического коллектива в соответствии с ФГТ.
  3. Совершенствовать работу по игровой деятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГТ.

В своей работе мы использовали следующие программы и технологии:

  • Комплексная программа «Радуга», авторы Соловьева Е., В Доронова Т. Н., Гризик Т. И. и др.
  • «Программа воспитание и обучения детей дошкольного возраста», автор М. А. Васильева
  • Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного детства», Стеркина Р. Б., Князева О. Л.
  •  «Программа формирования творческих способностей дошкольников» Т. А. Сидорчук

 

Для успешной реализации задачи по совершенствованию здоровьесберегающей среды ДОУ через оптимальную организацию двигательного режима дошкольников в совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ и СанПиН были проведены следующие мероприятия. Педагогический совет на тему: «Совершенствование здоровьесберегающей среды ДОУ через организацию двигательного режима» (декабрь 2011г.); консультация на тему: «Требования к организации по физическому воспитанию по СанПиН» (октябрь 2011г), практикум с педагогами «Оптимизация двигательного режима в образовательном процессе»» (ноябрь 2011г.),  педагогический час «ФГТ к созданию предметной развивающей среды по физическому развитию детей» (февраль 2012г.), тематический контроль: «Соблюдение требований СанПиН к организации образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура» (ноябрь 2011г.).

В ДОУ реализуются следующие оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, прием детей на улице в летний период, использование фитонцидов (лук и чеснок на  обед), физкультминутки во время НОД, оптимальный двигательный режим, чистка зубов после приема пищи (старшая и подготовительная к школе группа), динамический час 1 раз в неделю. Работу по физическому воспитанию осуществляла инструктор по физическому воспитанию Молодова Н. В., которая систематически проводила физкультурные занятия, праздники и развлечения, но в феврале 2012г. уволилась. На своих занятиях Наталья Владимировна использует корригирующую гимнастику, специальное оборудование для профилактики плоскостопия. По решению педагогического совета утренняя гимнастика по понедельникам и пятницам проходит на основе подвижных игр.  Команда детей подготовительной к школе группы ДОУ приняла участие в спортивном празднике «Веселые старты» среди ДОУ Красноглинского района и победила в номинации «Самая дружная и ловкая команда» (апрель 2012г.).

 

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.

 

Результаты анализа заболеваемости детей

в сравнительных показателях за 2009 – 2011г.

 

Годы

Ясли

             Сад

Количество

случаев

Пропущено 1

ребенком

Количество

случаев

Пропущено 1 ребенком

2009

107

8

370

8

2010

154

9

481

6

2011

232

9

484

8

 

Анализируя состояние здоровья детей нужно отметить, что заболеваемость в группах сада не стало меньше, а в 1 младшей группе стала выше.

Другим показателем здоровья детей является группа здоровья воспитанников.

 

Сравнительная таблица групп здоровья детей (на конец учебного года)

 

Годы

Группы здоровья детей

Первая

Вторая

Третья

2009

113

90 – 79,6%

20 – 17,7%

3 – 2,7%

2010

115

67 – 58,2%

43 – 37,4%

5 – 4,4%

2011

121

66 – 54,5%

49 – 40,5%

6 – 5%

 

Необходимо отметить, что увеличилось число детей со 2 группой здоровья из числа вновь поступающих в 1 младшую группу.

 

1 младшая группа

Группы здоровья детей

Первая

Вторая

Третья

2009-2010

12 – 63,1%

5 – 26,3%

2 – 10,6%

2010-2011

11 – 50%

10 – 45,5%

1- 4,5%

2011-2012

10 – 41,7%

12 – 50%

2 – 8,3

 

Анализируя адаптационные листы детей, можно сделать вывод, что у детей протекала в основном адаптация в легкой степени.

 

Сравнительный анализ адаптации детей

1 младшей группы

за 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные года

 

Учебные года

Легкая

Средняя

Тяжелая

Крайне тяжелая

2009 – 2010

48%

44%

5%

3%

2010 – 2011

55%

40%

5%

0

2011-2012

20 – 83,3%

4 – 16,7%

0

0

 

 

Наблюдается положительная динамика по адаптации детей: из 24 человек: 20 (83,3%) – легкая, 4 (16,7%) – средняя.

 

Уровень усвоения программы по физическому воспитанию детей

 

 

Годы

 

Кол.

 

Высокий

Средний

Низкий

2009 – 2010

75

60%

38,7%

1,3%

2010 – 2011

89

37,1%

60,7%

2,2%

2011 – 2012

96

8,3%

85,4%

6,3%

 

По результатам уровня развития физических навыков и умений мы видим, что детей с высоким уровнем стало меньше на 28%. Причиной может быть тот факт, что инструктор по физическому воспитанию уволился. Педагоги не достаточно владеют методикой физического воспитание детей. Недостаточное количество современного спортивного оборудования (спортивных комплексов, тренажеров), малое количество нетрадиционных и игровых НОД, большое количество простудных заболеваний, отсутствие условий для оздоровления детей говорит о нерешенности данной задачи в этом учебном году.

Пути решения:

  1. Направить на курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ с целью повышения интереса к внедрению технологии оздоровления детей.
  2. Добиваться эффективной работы по данному направлению через внедрение нетрадиционных и игровых форм работы с детьми.
  3. Повышение двигательной активности детей в соответствии с СанПиН и в НОД.
  4. Создавать условия для повышения эффективности работы по физическому развитию через обновление и приобретение необходимого оборудования и пособий для физкультурного зала.

 

В течение 2011 – 2012 учебного года в ДОУ осуществлялась деятельность, направленная на повышение качества работы по познавательно-речевому развитию детей, через повышение уровня методического и профессионального мастерства педагогического коллектива в соответствии с ФГТ. С целью максимальной эффективности решения данной задачи были проведены следующие мероприятия:

Педагогический совет на тему: «Формирование познавательно-речевого развития у дошкольников» (февраль 2012г.), семинар - практикум «Технология построения интегрированной НОД в ДОУ» (январь - март 2012г.), «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» (март - апрель 2012г.). Был организован смотр – конкурс «Лучшая развивающая среда по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» (январь 2012г.), в котором победила старшая группа (воспитатель Надеева С.И.) В рамках тематической проверки был рассмотрен вопрос «Грамматический строй речи у дошкольников» (февраль 2012г.)

В рамках повышения уровня методического и профессионального мастерства был утвержден план работы с педагогами на 2011- 2012 учебный год по повышению профессиональной компетенции по вопросам организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. В соответствии с данным планом были рассмотрены следующие вопросы: «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ», «Технология интегрированной НОД», «Варианты тематического планирования», «НОД в образовательном процессе», «Мониторинг. Новые требования». Результатом проделанной работы было представление опыта старшего воспитателя Чебордаковой Н.Е. «Организация образовательного процесса в партнерской деятельности взрослого и ребенка» на городской конференции ЦРО г.о. Самара «Деятельностный подход к организации образовательного процесса», участие старшего воспитателя в Интернет – проекте «Дошкольное образование: работаем по-  новому» с презентацией материала «Календарное и тематическое планирование по ФГТ». Педагоги Каськова Г.Н. и Николаева Т. Н. приняли участие в районном конкурсе конспектов НОД «Наш край Поволжье», в котором Каськова Г. Н. стала победителем (ноябрь 2011г.) Педагог Хабибуллина Е.В. приняла участие в районном педагогическом конкурсе «Ступени мастерства» и заняла … место. Педагог Николаева Т. Н. приняла участие в заочном этапе городского конкурса «Воспитатель года – 2012».

            В рамках реализации познавательно-речевого направления в 2011-2012 учебном году на базе ДОУ проходило районное методическое объединение для воспитателей групп 1 младшего возраста (педагог Сычева Н.В.) на тему: «Народный фольклор в социализации детей» (декабрь 2011г.), педагог Николаева Т. Н. провела интегрированную НОД в нетрадиционной форме «Что? Где? Когда?» для родителей с воспитанниками подготовительной к школе группы (январь 2012г.) Воспитанница подготовительной к школе группы заняла 3 место в районном фестивале детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» с темой проекта «Да здравствует мыло душистое!», стала призером городского фестиваля (февраль 2012г.). Воспитанница старшей группы Царенко Дарья (педагог Надеева С.И.) приняла участие в районном конкурсе чтецов «Веселые стихи» (март 2012г.). Воспитанники подготовительной к школе группы Тимофеев Олег, Львова Ксения приняли участие  в районном конкурсе «Математическая перестрелка» (апрель 2012г.)  В этом учебном году по данному направлению проводилась кружковая работа: «Дружные пальчики» в средней группе (педагог Каськова Г. Н.)

 

Сравнительный анализ результатов усвоения программы

по развитию речи детей ДОУ.

 

Уровень усвоения программы по развитию речи

2010-2011

2011-2012

 

Высокий

22,7%

10,9%

 

Средний

54,6%

68,1%

 

Низкий

22,7%

21%

 

 

 

По результатам мониторинга речевого развития детей 4-6 лет видно, что значительную часть групп (50% в старшей и 70% средней) составляют дети с нарушениями речи. Логопедическое обследование показало, что у детей средней группы наблюдаются признаки лексико-грамматического недоразвития. С каждым годом увеличивается число детей с  диагнозом ЗПР (4 чел.) и ОНР (7 ребенка )  Данные дети нуждаются в специализированных дошкольных учреждениях.

Причин может быть несколько:

  • Отсутствие на базе ДОУ логопункта и логопеда в штатном расписании.
  • Формальное отношение воспитателей к реализации области «Коммуникации», а как следствие – некачественное проведение НОД и индивидуальной работы с детьми педагогами с маленьким стажем работы, а так же руководство речевой деятельностью вне занятий;
  • Слабая просветительская деятельность педагогов среди родителей, направленная на формирование осознанного отношения к речевому развитию детей;
  • Объективно и ежегодно увеличивающееся количество детей: с задержкой психического развития, нарушениями речи.

Пути решения:

Организовать повышение квалификации педагогов по данному направлению через курсовую подготовку ЦРО и СИПКРО,  посещение районных и городским МО, конференций и  семинаров.

В этом учебном году коллективом нашего ДОУ велась работа по совершенствованию работы по развитию игровой деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГТ. В рамках реализации данной задачи были проведены следующие мероприятия: педагогический совет - дискуссия на тему: «Игровая деятельность в условиях детского сада» (апрель 2012г.), практическая консультация «Игровая мотивация в образовательном процессе» (март 2012г.), тематический контроль «Игровая мотивация в образовательном процессе ДОУ» (апрель 2012г.)

Подводя итог, можно сообщить, что данный вопрос остается актуальным. Действительно игровой деятельности и созданию игровой мотивации при проведении НОД уделяется мало времени. Педагоги слабо владеют методикой развития игрового действия, особенностями построения сюжетно-ролевой игры. Использование игровых методов и приемов педагоги применяют беспорядочно и не всегда соответствуют способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства. 

Но данная задача остается актуальной в связи с новыми требованиями планирования методической работы в ДОУ по обеспечению ФГТ.

 

Содержание деятельности ДОУ в 2011-2012 учебном году не ограничилась решением годовых задач, методическая работа строилась гораздо шире. Она отобразилась в следующих показателях: 

  • Старший воспитатель Чебордакова Н.Е. представила опыт работы детского сада на тему: «Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников» на Августовском педагогическом форуме «Самарское образование в условиях модернизации» (сентябрь 2011г.)
  • Воспитанница подготовительной к школе группы Драгунова Дарья (педагог Хабибуллина Е.В.) стала победителем открытого городского конкурса на лучший рисунок для оформления детского новогоднего подарка от Деда Мороза и тематического оформления уличных баннеров г. Самары (ноябрь 2011г.)
  • Воспитанница старшей группы Царенко Дарья (педагог Надеева С.И.) и подготовительной к школе группы Макарова Анастасия (педагог Хабибуллина Е.В.) стали участниками 4 городского конкурса по изготовлению лучшей новогодней игрушки для украшения Больших городских Ёлок (декабрь 2011г)
  • Воспитанница старшей группы Кандрашкина Ксения (педагог Надеева С.И.) заняла 1 место в районном фестивале детского изобразительного искусства «Мир глазами ребенка» (портрет «Моя семья»). Данная работа приняла участие во втором городском этапе этого конкурса (март 2012г.)  

 

Приложение

Содержание деятельности МДОУ № 208

 

        Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в МДОУ № 208

1. Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Критерии  оценки

Начало года

Конец года

   высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

Игровая деятельность

4,8

50,2

45

48

33

19

2

Речевое развитие

4,6

95,5

39,9

31,5

48,5

20

3

Изобразительная деятельность

45,1

52,2

6,5

44

41

15

4

Музыкальная деятельность

12

63,6

24,4

48

48

4

5

Театрализованная деятельность

25,3

25,3

49,5

39

39

22

6

Конструктивная деятельность

8,5

63,6

27,8

45

42

13

7

Элементарные математические представления

6,5

44,2

49,3

38

33

29

8

Элементарные естественнонаучные представления

5,5

62,7

31,8

55

34

11

9

Экологическая культура

3,4

58,5

38,1

35

53

12

10

Представления о человека в истории и культуре

15,4

46

38,6

47

41

11

11

11.1

Физическое развитие и здоровье:

Физическая подготовленность

 

7,9

 

74,4

 

17,4

 

35

 

60

 

5

11.2

Двигательная активность

45

40

15

45

50

5

13

Всего:

15,3

56

28,7

43

44

13

 

 

Сравнительный анализ

результатов усвоения программы

по формированию элементарных математических представлений детей ДОУ.

 

 

Уровень усвоения программы по ФЭМП

 

2009/10

2010/11

2011/12

Высокий

28,1%

30%

21,2%

Средний

61,8%

63,3%

75,4%

Низкий

10,1%

6,7%

3,4%

 

Анализируя результаты усвоения программы можно сделать следующие выводы, что детей с высоким уровнем стало меньше на 8,8% по сравнению с предыдущим годом, с низким уровнем на 3,3% меньше. Нужно отметить, что 

  • У воспитателей преобладает вербальный метод воздействия на детей;
  • Овладение знаниями методики у вновь принятых педагогов идет параллельно с практической деятельностью, что иногда вызывает нежелательные ошибки;
  • Небольшое количество игровых и сюжетных занятий, развивающих игр и занимательного математического материала в работе с детьми.

 

Сравнительный анализ

по результатам усвоения программы по изобразительной деятельности МДОУ № 208

 

Уровень усвоения программы по развитию речи

2009/10

2010/11

2011/12

Высокий

18,3%

16 – 27,2%

15 - 22,4%

Средний

68,7%

33 – 55,9%

37 – 55,2%

Низкий

13%

10 – 16,9%

15 – 22,4%

 

Таким образом видно, что наблюдается небольшая динамика в усвоении программы.

Причины в следующем:

  • Недостаточный качественный уровень подготовки и проведения НОД по изобразительной деятельности;
  • Недостаточное внимание со стороны воспитателей к индивидуальным формам работы с детьми по данному разделу;
  • Формальное отношение к организации самостоятельной  художественной деятельности вне занятий.

 

Сравнительный анализ

уровня воображения  детей средней, старшей и подготовительной групп

МДОУ № 208 за 2008/09, 2009/10, 2010/11  учебный год.

 

Как мы видим из анализа, хорошая динамика в развитии творческих способностей детей ДОУ сохраняется, но появилось больше детей с 3 и 4 уровнем воображения. Причина заключается в том, чтобы избежать большой нагрузки на детей, НОД по ТРИЗ, пришлось вынести во половину дня в свободную деятельность.

 

Качественные и количественные данные о кружковой работе:                         

Наименование

Кол-во занимающихся

Возраст

Направление

Руководители

Результативность

«Дружные пальчики»

20

3-4 года

Развитие мелкой моторики рук.

Каськова Г. Н.

 82% детей успешно усвоили пальчиковые гимнастики, народные песенки и потешки. У детей развивается мелкая моторика рук.

«Школа мяча

22

6-7 лет

Овладение методикой спортивных игр: волейбол, баскетбол.

Николаева Т.Н.

80% детей успешно овладели элементами игре в волейбол и баскетбол: передаче мяча и подаче двумя руками, ловле и передаче, броскам мяча двумя руками в корзину, ведению мяча.

 

Вывод: кружковая работа позволяет реализовывать Программу по приоритетному направлению ДОУ.  

 

Результаты освоения детьми разделов программ

в целом по МДОУ № 208

 

Показатель

2009/10

2010/11 уч.г.

2011/12

Высокий

51,2%

22,2%

13,4%

Средний

35,1%

60%

74%

Низкий

13,6%

13,3%

12,6%

 

Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее успешное усвоение программы проходит по ФЭМП. Речевое направление на данный момент вызывает сожаление.

Анализ уровня готовности детей подготовительной к школе группе показал следующее:

 

Результаты готовности детей подготовительной к школе группе МБДОУ № 208

 

Сравнительная таблица готовности детей к школе  МБДОУ № 208

 

Показатель

2009/10

2010/11 уч.г.

2011/12

Высокий

12 (52,2%)

11 (44%)

3 – 14,3%

Средний

8 (34,8%)

14 (56%)

16 – 76,2%

Низкий

3 (13%)

0

2 – 9,5%

 

Из анализа видно, что в 2011 – 2012 учебном году 2 детей с низким уровнем усвоения программы.

По результатам мониторинга психологической готовности к школе общий показатель интеллектуальных способностей детей: высокий уровень – 4 ребенка (18,2%),  средний уровень – 14 детей (63,6%), низкий уровень 4 ребенка (18,2%). Трое из данной группы останутся еще на 1 учебный год.

 

По результатам аналитической справки комплексной проверки подготовительной к школе группы ДОУ нужно отметить, что приведенная статистика показывает результаты по отдельным функциям.  86% детей данной группы готовы к обучению в школе.

 

В 2011–2012 учебном году педагоги ДОУ прошли повышение квалификации на курсах СИПКРО и ЦРО: Каськова Г.Н.. – СИПКРО 36ч., Хабибуллина Е.В. – СИПКРО 144ч., Чебордакова Н.Е. – СИПКРО 72ч., Сычева Н. В. – СИПКРО 36ч., ЦРО 108ч., Мигунова О.С. – ЦРО ч., Ерошкина Н.П. – СИПКРО 36ч. Всего составляет 53,8 %.

В данном учебном году педагоги ДОУ не повышали свои квалификационные категории.

 

Распространение педагогического опыта через семинары, конференции, методические объединения:

 

Опыт работы

 

Кем реализован

 

Где представлен

Где проводился

 

Кем использован

Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников.

Старший воспитатель Чебордакова Н. Е.

Августовский педагогический форум «Самарское образование в условиях модернизации»

МОУ № 156

Педагогами Красноглинского  района

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация».

Старший воспитатель Чебордакова Н. Е.

Районное методическое объединение старших воспитателей «Реализация ФГТ в образовательной деятельности ДОУ».

ТИМО

Старшими воспитателями Красноглинского района

НОД «Цветик - семицветик» в рамках тематической недели «Расцвели вокруг цветы».

Воспитатель

Хабибуллина Е.В.

Районный педагогический конкурс «Ступени мастерства»

На базе ДОУ

Педагогами ДОУ

«Организация образовательного процесса в партнерской деятельности

Старший воспитатель Чебордакова Н.Е.

Городская конференция «Деятельностный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»

ЦРО г.о. Самара

Старшими воспитателями и воспитателями города

Фольклор в раннем возрасте.

Воспитатель

Сычева Н.В.

Методическое объединение воспитателей раннего возраста Красноглинского района г. о. Самара

На базе ДОУ

Воспитателями  Красноглинского района

НОД в нетрадиционной форме «Что? Где? Когда?»

Воспитатель

Николаева Т.Н.

Открытое родительское собрание в подготовительной к школе группе

На базе ДОУ

Воспитателями ДОУ

 

Таким образом, при планировании задач на будущее необходимо учесть все недоработки, ошибки, допущенные в прошлом учебном году, и вести углубленную работу по следующим направлениям:

  • Физкультурно – оздоровительное;
  • Реализация приоритетного направления (познавательно – речевое развитие) с детьми;
  • Развитие игровой деятельности в ДОУ.

Ранжирование проблем, вытекающие из данного анализа позволяют сформулировать задачи на предстоящий учебный год следующим образом:

 

 

Задачи на 2012 – 2013 учебный год.

 

  1. Сов

© МДОУ детский сад №208

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz