|
Проблемно – ориентированный анализ воспитательно – образовательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара за 2011– 2012 учебный год.
Прошедший год стал очередным шагом в развитии ДОУ. Воспитательно-образовательная работа строилась согласно годового плана. В 2011–2012 учебном году перед коллективом детского сада была поставлена цель: всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства. Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
В своей работе мы использовали следующие программы и технологии:
Для успешной реализации задачи по совершенствованию здоровьесберегающей среды ДОУ через оптимальную организацию двигательного режима дошкольников в совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГТ и СанПиН были проведены следующие мероприятия. Педагогический совет на тему: «Совершенствование здоровьесберегающей среды ДОУ через организацию двигательного режима» (декабрь 2011г.); консультация на тему: «Требования к организации по физическому воспитанию по СанПиН» (октябрь 2011г), практикум с педагогами «Оптимизация двигательного режима в образовательном процессе»» (ноябрь 2011г.), педагогический час «ФГТ к созданию предметной развивающей среды по физическому развитию детей» (февраль 2012г.), тематический контроль: «Соблюдение требований СанПиН к организации образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура» (ноябрь 2011г.). В ДОУ реализуются следующие оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, прием детей на улице в летний период, использование фитонцидов (лук и чеснок на обед), физкультминутки во время НОД, оптимальный двигательный режим, чистка зубов после приема пищи (старшая и подготовительная к школе группа), динамический час 1 раз в неделю. Работу по физическому воспитанию осуществляла инструктор по физическому воспитанию Молодова Н. В., которая систематически проводила физкультурные занятия, праздники и развлечения, но в феврале 2012г. уволилась. На своих занятиях Наталья Владимировна использует корригирующую гимнастику, специальное оборудование для профилактики плоскостопия. По решению педагогического совета утренняя гимнастика по понедельникам и пятницам проходит на основе подвижных игр. Команда детей подготовительной к школе группы ДОУ приняла участие в спортивном празднике «Веселые старты» среди ДОУ Красноглинского района и победила в номинации «Самая дружная и ловкая команда» (апрель 2012г.).
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.
Результаты анализа заболеваемости детей в сравнительных показателях за 2009 – 2011г.
Анализируя состояние здоровья детей нужно отметить, что заболеваемость в группах сада не стало меньше, а в 1 младшей группе стала выше. Другим показателем здоровья детей является группа здоровья воспитанников.
Сравнительная таблица групп здоровья детей (на конец учебного года)
Необходимо отметить, что увеличилось число детей со 2 группой здоровья из числа вновь поступающих в 1 младшую группу.
Анализируя адаптационные листы детей, можно сделать вывод, что у детей протекала в основном адаптация в легкой степени.
Сравнительный анализ адаптации детей 1 младшей группы за 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные года
Наблюдается положительная динамика по адаптации детей: из 24 человек: 20 (83,3%) – легкая, 4 (16,7%) – средняя.
Уровень усвоения программы по физическому воспитанию детей
По результатам уровня развития физических навыков и умений мы видим, что детей с высоким уровнем стало меньше на 28%. Причиной может быть тот факт, что инструктор по физическому воспитанию уволился. Педагоги не достаточно владеют методикой физического воспитание детей. Недостаточное количество современного спортивного оборудования (спортивных комплексов, тренажеров), малое количество нетрадиционных и игровых НОД, большое количество простудных заболеваний, отсутствие условий для оздоровления детей говорит о нерешенности данной задачи в этом учебном году. Пути решения:
В течение 2011 – 2012 учебного года в ДОУ осуществлялась деятельность, направленная на повышение качества работы по познавательно-речевому развитию детей, через повышение уровня методического и профессионального мастерства педагогического коллектива в соответствии с ФГТ. С целью максимальной эффективности решения данной задачи были проведены следующие мероприятия: Педагогический совет на тему: «Формирование познавательно-речевого развития у дошкольников» (февраль 2012г.), семинар - практикум «Технология построения интегрированной НОД в ДОУ» (январь - март 2012г.), «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ» (март - апрель 2012г.). Был организован смотр – конкурс «Лучшая развивающая среда по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста» (январь 2012г.), в котором победила старшая группа (воспитатель Надеева С.И.) В рамках тематической проверки был рассмотрен вопрос «Грамматический строй речи у дошкольников» (февраль 2012г.) В рамках повышения уровня методического и профессионального мастерства был утвержден план работы с педагогами на 2011- 2012 учебный год по повышению профессиональной компетенции по вопросам организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. В соответствии с данным планом были рассмотрены следующие вопросы: «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ», «Технология интегрированной НОД», «Варианты тематического планирования», «НОД в образовательном процессе», «Мониторинг. Новые требования». Результатом проделанной работы было представление опыта старшего воспитателя Чебордаковой Н.Е. «Организация образовательного процесса в партнерской деятельности взрослого и ребенка» на городской конференции ЦРО г.о. Самара «Деятельностный подход к организации образовательного процесса», участие старшего воспитателя в Интернет – проекте «Дошкольное образование: работаем по- новому» с презентацией материала «Календарное и тематическое планирование по ФГТ». Педагоги Каськова Г.Н. и Николаева Т. Н. приняли участие в районном конкурсе конспектов НОД «Наш край Поволжье», в котором Каськова Г. Н. стала победителем (ноябрь 2011г.) Педагог Хабибуллина Е.В. приняла участие в районном педагогическом конкурсе «Ступени мастерства» и заняла … место. Педагог Николаева Т. Н. приняла участие в заочном этапе городского конкурса «Воспитатель года – 2012». В рамках реализации познавательно-речевого направления в 2011-2012 учебном году на базе ДОУ проходило районное методическое объединение для воспитателей групп 1 младшего возраста (педагог Сычева Н.В.) на тему: «Народный фольклор в социализации детей» (декабрь 2011г.), педагог Николаева Т. Н. провела интегрированную НОД в нетрадиционной форме «Что? Где? Когда?» для родителей с воспитанниками подготовительной к школе группы (январь 2012г.) Воспитанница подготовительной к школе группы заняла 3 место в районном фестивале детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» с темой проекта «Да здравствует мыло душистое!», стала призером городского фестиваля (февраль 2012г.). Воспитанница старшей группы Царенко Дарья (педагог Надеева С.И.) приняла участие в районном конкурсе чтецов «Веселые стихи» (март 2012г.). Воспитанники подготовительной к школе группы Тимофеев Олег, Львова Ксения приняли участие в районном конкурсе «Математическая перестрелка» (апрель 2012г.) В этом учебном году по данному направлению проводилась кружковая работа: «Дружные пальчики» в средней группе (педагог Каськова Г. Н.)
Сравнительный анализ результатов усвоения программы по развитию речи детей ДОУ.
По результатам мониторинга речевого развития детей 4-6 лет видно, что значительную часть групп (50% в старшей и 70% средней) составляют дети с нарушениями речи. Логопедическое обследование показало, что у детей средней группы наблюдаются признаки лексико-грамматического недоразвития. С каждым годом увеличивается число детей с диагнозом ЗПР (4 чел.) и ОНР (7 ребенка ) Данные дети нуждаются в специализированных дошкольных учреждениях. Причин может быть несколько:
Пути решения: Организовать повышение квалификации педагогов по данному направлению через курсовую подготовку ЦРО и СИПКРО, посещение районных и городским МО, конференций и семинаров. В этом учебном году коллективом нашего ДОУ велась работа по совершенствованию работы по развитию игровой деятельности взрослого и ребенка в соответствии с ФГТ. В рамках реализации данной задачи были проведены следующие мероприятия: педагогический совет - дискуссия на тему: «Игровая деятельность в условиях детского сада» (апрель 2012г.), практическая консультация «Игровая мотивация в образовательном процессе» (март 2012г.), тематический контроль «Игровая мотивация в образовательном процессе ДОУ» (апрель 2012г.) Подводя итог, можно сообщить, что данный вопрос остается актуальным. Действительно игровой деятельности и созданию игровой мотивации при проведении НОД уделяется мало времени. Педагоги слабо владеют методикой развития игрового действия, особенностями построения сюжетно-ролевой игры. Использование игровых методов и приемов педагоги применяют беспорядочно и не всегда соответствуют способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства. Но данная задача остается актуальной в связи с новыми требованиями планирования методической работы в ДОУ по обеспечению ФГТ.
Содержание деятельности ДОУ в 2011-2012 учебном году не ограничилась решением годовых задач, методическая работа строилась гораздо шире. Она отобразилась в следующих показателях:
Приложение Содержание деятельности МДОУ № 208
Результаты мониторинга выполнения временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в МДОУ № 208 1. Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.
Сравнительный анализ результатов усвоения программы по формированию элементарных математических представлений детей ДОУ.
Анализируя результаты усвоения программы можно сделать следующие выводы, что детей с высоким уровнем стало меньше на 8,8% по сравнению с предыдущим годом, с низким уровнем на 3,3% меньше. Нужно отметить, что
Сравнительный анализ по результатам усвоения программы по изобразительной деятельности МДОУ № 208
Таким образом видно, что наблюдается небольшая динамика в усвоении программы. Причины в следующем:
Сравнительный анализ уровня воображения детей средней, старшей и подготовительной групп МДОУ № 208 за 2008/09, 2009/10, 2010/11 учебный год.
Как мы видим из анализа, хорошая динамика в развитии творческих способностей детей ДОУ сохраняется, но появилось больше детей с 3 и 4 уровнем воображения. Причина заключается в том, чтобы избежать большой нагрузки на детей, НОД по ТРИЗ, пришлось вынести во половину дня в свободную деятельность.
Качественные и количественные данные о кружковой работе:
Вывод: кружковая работа позволяет реализовывать Программу по приоритетному направлению ДОУ.
Результаты освоения детьми разделов программ в целом по МДОУ № 208
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее успешное усвоение программы проходит по ФЭМП. Речевое направление на данный момент вызывает сожаление. Анализ уровня готовности детей подготовительной к школе группе показал следующее:
Результаты готовности детей подготовительной к школе группе МБДОУ № 208
Сравнительная таблица готовности детей к школе МБДОУ № 208
Из анализа видно, что в 2011 – 2012 учебном году 2 детей с низким уровнем усвоения программы. По результатам мониторинга психологической готовности к школе общий показатель интеллектуальных способностей детей: высокий уровень – 4 ребенка (18,2%), средний уровень – 14 детей (63,6%), низкий уровень 4 ребенка (18,2%). Трое из данной группы останутся еще на 1 учебный год.
По результатам аналитической справки комплексной проверки подготовительной к школе группы ДОУ нужно отметить, что приведенная статистика показывает результаты по отдельным функциям. 86% детей данной группы готовы к обучению в школе.
В 2011–2012 учебном году педагоги ДОУ прошли повышение квалификации на курсах СИПКРО и ЦРО: Каськова Г.Н.. – СИПКРО 36ч., Хабибуллина Е.В. – СИПКРО 144ч., Чебордакова Н.Е. – СИПКРО 72ч., Сычева Н. В. – СИПКРО 36ч., ЦРО 108ч., Мигунова О.С. – ЦРО ч., Ерошкина Н.П. – СИПКРО 36ч. Всего составляет 53,8 %. В данном учебном году педагоги ДОУ не повышали свои квалификационные категории.
Распространение педагогического опыта через семинары, конференции, методические объединения:
Таким образом, при планировании задач на будущее необходимо учесть все недоработки, ошибки, допущенные в прошлом учебном году, и вести углубленную работу по следующим направлениям:
Ранжирование проблем, вытекающие из данного анализа позволяют сформулировать задачи на предстоящий учебный год следующим образом:
Задачи на 2012 – 2013 учебный год.
|
© МДОУ детский сад №208 |