Проблемно – ориентированный анализ

воспитательно – образовательной работы

муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада

общеразвивающего вида № 208 городского округа Самара

за 2009 – 2010 учебный год.

 

Прошедший год стал очередным шагом в развитии ДОУ. Воспитательно-образовательная работа строилась согласно годового плана.

В 2009 – 2010 учебном году перед коллективом детского сада была поставлена цель: всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка – дошкольника, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.

Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:

1.     Продолжать работу по охране и укреплению психофизического здоровья ребенка через приобщение к нормам здорового образа жизни.

2.     Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи по развитию связной речи у детей.

3.     Воспитывать в ребенке патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине по средствам народного искусства.

В своей работе мы использовали следующие программы и технологии:

Ø Комплексная программа «Радуга», авторы Доронова Т. Н., Гризик Т. И., Соловьева Е. В.

Ø «Программа воспитание и обучения детей дошкольного возраста», автор М. А. Васильева

Ø Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного детства», Стеркина Р. Б., Князева О. Л.

Ø  «Программа формирования творческих способностей дошкольников» Т. А. Сидорчук

Ø «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О. Л., Маханева М. Д.

 

Для успешной реализации задачи по охране и укреплению психофизического здоровья ребенка через приобщение к нормам здорового образа жизни педагогами ДОУ были проведены следующие мероприятия: педагогический совет на тему: «Безопасность и здоровье детей» (ноябрь 2009г.); семинар – практикум на тему: «Формируем предметно-развивающую среду в группе по физическому воспитанию» (октябрь 2009г.), практические консультации «Используем упражнения на релаксацию в работе с детьми» (октябрь 2009г.), «Самостоятельная двигательная деятельность в условиях групповой комнаты» (ноябрь 2009г.), консультации для родителей «Об эмоциональной привязанности ребенка к матери» и др.; открытое занятие в подготовительной к школе группе «Моя безопасность» (ноябрь 2009г.), практикум с педагогами на тему: «Межличностные отношения в группе детского сада» (ноябрь 2009г.).

Для успешного решения данной задачи мы использовали различные средства физического воспитания: рациональный режим, сбалансированное питание, профилактика вредных привычек, развитие познавательного интереса к окружающему, закаливание (ходьба босиком, облегченная одежда, солнечные и воздушные ванны, упражнение в постели после сна, корригирующие упражнения, точечный массаж) и движение (утренняя гимнастика, развивающие и спортивные упражнения, спортивные игры, досуги, физкультурные занятия, гимнастика после сна и др.). Начиная со средней группы, с детьми проводится цикл занятий по ОБЖ (2 раза в месяц), «Познание» со второй младшей группы 1 раз в неделю и беседы с детьми на тему: «Здоровье». В группах № 3 и 5 дети чистили зубы после приема пищи. В качестве физкультурных минуток педагоги групп № 3, 4, 5 проводили упражнения на релаксацию и эмпатию. В группах обновлены, созданы уголки физического воспитания, где расположены различные физкультурные пособия. Работу по физическому воспитанию осуществляет инструктор по физическому воспитанию Молодова Н. В., которая систематически проводила физкультурные занятия, праздники и развлечения. По решению педагогического совета утренняя гимнастика по понедельникам и пятницам проходила в виде подвижных игр.

Инструктор по физическому воспитанию Молодова Н. В. проводила кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

Педагог Николаева Т. Н. проводила с детьми подготовительной к школе группы кружковую работу «Школа мяча», что способствовало хорошим физическим навыкам.

Команда детей подготовительной к школе группы ДОУ приняла участие в спортивном празднике «Веселые старты» среди ДОУ Красноглинского района и победила в номинации «Самая быстрая и ловкая команда» (апрель 2010г.).

 

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.

 

Результаты анализа заболеваемости детей

в сравнительных показателях за 2007 – 2009г. (сведения за 9 месяцев)

 

Годы

Ясли

             Сад

Количество

случаев

Пропущено 1

ребенком

Количество

случаев

Пропущено 1 ребенком

2007

394

8

124

7,9

2008

378

7

92

8

2009

477

8

86

7

 

Анализируя состояние здоровья детей нужно отметить, что причиной высокой заболеваемости воспитанников было две волны гриппа (ноябрь – декабрь 2009г. и февраль 2010г.).

Другим показателем здоровья детей является группа здоровья воспитанников.

 

Сравнительная таблица групп здоровья детей (на конец учебного года)

 

Годы

Группы здоровья детей

Первая

Вторая

Третья

2007

88

22

1

2008

85

27

7

2009

90

20

3

 

Необходимо отметить, что увеличилось число детей с 3 группой здоровья из числа вновь поступающих в 1 младшую группу.

 

1 младшая группа

Группы здоровья детей

Первая

Вторая

Третья

2008-2009

13 – 60%

9 – 40%

0

2009-2010

12 – 63,1%

5 – 26,3%

2 – 10,6%

 

Анализируя адаптационные листы детей, можно сделать следующие выводы:

 

Сравнительный анализ адаптации детей

за 2007/08, 2008/09, 2009/10 учебные года

1 младшей группы

Наблюдается положительная динамика по адаптации детей, но опять появились дети с тяжелой степенью адаптации по следующим причинам: редкое посещение этими детьми ДОУ по болезни, частая смена воспитателей (Уразлина Н. А. – б/л, Ермачкова Н. А. - сессии, б/л).

 

Уровень усвоения программы по физическому воспитанию детей

 

                                                       2006 – 2007г.                     2007 – 2008г.                   2008 – 2009г.

 

Годы

 

Кол.

 

Высокий

Средний

Низкий

2007 – 2008

87

45%

40%

15%

2008 – 2009

83

60,2%

39,8%

0

2009 – 2010

75

60%

38,7%

1,3%

 

По результатам уровня развития физических навыков и умений мы видим сравнительно стабильные результаты. Это является хорошим результатом работы педагогического коллектива и инструктора по физическому воспитанию Молодовой Н. В. Но недостаточное количество современного спортивного оборудования (спортивных комплексов, тренажеров), малое количество нетрадиционных занятий, большое количество простудных заболеваний, не достаточное владение технологиями оздоровления детей, отсутствие условий для закаливания детей выдвигают данную задачу на 1 место.

Пути решения:

1.     Направить на курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ.

2.     Разработать программу оздоровительной работы с детьми в соответствии с требованиями и обучить педагогов новым, эффективным технологиям оздоровления.

3.     Обновить и приобрести необходимое оборудование для физкультурного зала.

 

В течение 2009 – 2010 учебного года в ДОУ осуществлялась деятельность, направленная на совершенствование совместной работы детского сада и семьи по развитию связной речи у детей.

С целью максимальной эффективности решения данной задачи были проведены следующие мероприятия:

Педагогический совет на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (февраль 2010г.), деловая игра «Развитие речи» (январь 2010г.), практический семинар «Подготовка к обучению грамоте» (декабрь 2009г.), смотр – конкурс «Лучшая развивающая среда по развитию речи у детей дошкольного возраста» (январь 2010г.), консультация для педагогов «Использование опорных схем в работе с детьми» (декабрь 2009г.), тематическая проверка на тему: «Развитие связной речи в условиях ДОУ» (февраль 2010г.)

Анализ работы педагогического коллектива ДОУ по развитию речи показал, что в процессе регулярного систематического проведения фронтальных занятий и индивидуальной работы, использование разнообразных методов и приемов расширяются и углубляются знания об окружающем, происходит развитие связной речи у воспитанников. В целом по ДОУ преобладает средний уровень усвоения программы, что подтверждают результаты диагностики:

 

Сравнительный анализ результатов усвоения программы

по развитию речи детей ДОУ.

 

Уровень усвоения программы по развитию речи

Начало года

Конец года

Динамика

Высокий

8,1%

20,7%

11,6%

Средний

54,1%

64,1%

10%

Низкий

37,8%

15,2%

12,6%

 

Сравнительный анализ результатов усвоения программы

по развитию речи детей ДОУ за 2008/09 и 2009/10 учебные года.

 

Уровень усвоения программы по развитию речи

2008/09

2009/2010

Динамика

Высокий

17,2%

20,7%

3,5%

Средний

65,7%

64,1%

-1,6%

Низкий

17,1%

15,2%

1,9%

 

Диагностика развития речи  детей (в целом) выявила позитивные изменения в речевом развитии детей,  в тоже время  выяснилось,  что у  многих детей несовершенна грамматическая сторона речи.

Причин может быть несколько:

Ø Формальное отношение воспитателей к реализации комплексной программы Т. Н. Дороновой «Радуга», а именно раздела по развитию речи, а как следствие – некачественное проведение занятий и индивидуальной работы с детьми педагогами с маленьким стажем работы, а так же руководство речевой деятельностью вне занятий;

Ø Слабая просветительская деятельность педагогов среди родителей, направленная на формирование осознанного отношения к речевому развитию детей.

Ø Объективно и ежегодно увеличивающееся количество детей: с задержкой речевого развития, с дефектами речи (обследование детей показало, что многим обследованным детям необходима помощь логопеда).

Пути решении:

Организовать обучающий семинар,  провести открытые просмотры занятий, изучить  передовой опыт по данной проблеме, занятия для педагогов в группе «В помощь начинающему педагогу».

 

В этом учебном году коллективом нашего ДОУ велась работа по воспитанию в ребенке патриотических чувств через любовь к родному краю, Родине по средствам народного искусства. Для реализации данной задачи были проведены следующие мероприятия: педагогический совет на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (апрель 2010г.), практическая консультация для воспитателей на тему: «Воспитание нравственно-патриотических понятий у дошкольников» (март 2010г.), практический семинар «Патриотическое воспитание в детском саду» (март 2010г.), открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Родина моя – бескрайняя Россия!» (апрель 2010г.), смотр – конкурс «Пасхальный уголок» 1 место – группа № 4, 2 место – группа № 5, 3 место – группа № 3, конкурс чтецов на тему: «Что мы Родиной зовем?».

В течение года педагоги учили детей слушать сказки, понимать загадки, любить потешки, рассказывать пословицы и в результате обогащали детей теплотой народной поэзии. Дошкольники получили представление о народных промыслах. Разнообразные народные игры способствовали формированию волевых качеств, активизировали мышление, снимали страхи, агрессию, замкнутость, развивали речь и обогащали словарный запас у детей. Проведение таких праздников как: «Ух, ты, масленица!», «Здравствуй, весна!», «Наш дом – Россия!» (ко Дню независимости России), «Был великий день Победы!» (ко 65 – летию Победы), «Наши защитники» (23 февраля), «Наша дружная семья!» (День защиты детей 19 ноября), «Лето красное пришло» (день защиты детей 1 июня). Кружковая работа воспитателя Николаевой Л. В. с детьми старшей группы по патриотическому воспитанию «Русские истоки» с целью привития любви к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям.

Результаты работы следующие:

Ø Проведение районного семинара на тему: «Реализация этнопедагогического подхода в гражданском воспитании детей старшего дошкольного возраста» декабрь 2009г.

Ø 1 место в районном конкурсе перспективных планов по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Педагог: Николаева Л. В.

Ø Номинация в районном конкурсе конспектов занятий, посвященных 65 – летию Победы. Старший воспитатель: Чебордакова Н. Е.

Ø Номинация в районном музыкальном конкурсе «Счастливое детство» (к 65 – летию Победы).

 

Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является познавательно-речевое развитие воспитанников. В рамках данного направления в ДОУ были созданы следующие условия:

§  В каждой группе есть уголок природы, в группах старшего дошкольного возраста размещены познавательные уголки с содержательным энциклопедическим материалом «Полочка умных книг», глобусы, карты, материалы для детского экспериментирования и другое.

§  Педагоги знакомят детей с целостной картиной мира, проводя цикл занятий по разделам: развитие речи, познание, путешествие в дальние страны, ОБЖ, ММЧ, экспериментирование и др.

§  Воспитатели и специалисты ДОУ активно используют в работе дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи, способствующие стимулированию познавательной активности детей, поиску нестандартных решений.

§  Воспитатели, дети и родители принимают активное участие в создании проектов по организации познавательно-речевой среды в группах, таких как: «Школа», «Центр познавательной активности», «Лаборатория».

Итогами работы можно считать следующие результаты:

§  Проведение районного методического объединения для воспитателей детей младшего и среднего возраста на тему: «Роль познавательно-речевого развития ребенка в условиях ДОУ» (ноябрь 2009г.)

§  Участие воспитанницы подготовительной к школе группы Кияевой Анастасии в городском фестивале детских творческих исследовательских проектов «Я узнаю мир» с темой работы «Как узнать погоду на завтра» (взаимосвязь погоды с народными приметами). Руководителем проекта выступал старший воспитатель Чебордакова Н. Е. Результат – 2 место в районном фестивале и выход во 2 этап городского конкурса.

Более высокие результаты по реализации приоритетного направления не были достигнуты по следующим причинам:

1.     Отсутствие в штатном расписании ставки логопеда;

2.     Большое количество детей старшего дошкольного возраста с нарушениями произношения (фонетические и фонематические) – 52%;

3.     Большое количество педагогов с опытом работы до 5 лет (23,1%);

4.     Недостаточная материально-техническая база по данному направлению.

 

Сравнительный анализ

результатов усвоения программы

по формированию элементарных математических представлений детей ДОУ.

 

 

Уровень усвоения программы по ФЭМП

 

Начало года

Конец года

Динамика

Высокий

10,1%

28,1%

18%

Средний

49%

61,8%

12,8%

Низкий

34,8%

10,1%

24,7%

 

Анализируя результаты усвоения программы можно сделать следующие выводы, что детей со средним уровнем стало больше на 27,9% по сравнению с предыдущим годом, с низким уровнем на 8,7% меньше. Нужно отметить, что 

§  У воспитателей преобладает вербальный метод воздействия на детей;

§  Овладение знаниями методики у вновь принятых педагогов идет параллельно с практической деятельностью, что иногда вызывает нежелательные ошибки;

§  Небольшое количество игровых и сюжетных занятий, развивающих игр и занимательного математического материала в работе с детьми.

 

Сравнительный анализ

по результатам усвоения программы по изобразительной деятельности

МДОУ № 208

 

Уровень усвоения программы по развитию речи

Начало года

Конец года

Динамика

Высокий

12,9%

18,3%

5,4%

Средний

51,4%

59,2%

7,8%

Низкий

35,7%

22,5%

13,2%

 

Таким образом видно, что наблюдается небольшая динамика в усвоении программы.

Причины в следующем:

Ø Недостаточный качественный уровень подготовки и проведения занятий по изобразительной деятельности;

Ø Недостаточное внимание со стороны воспитателей к индивидуальным формам работы с детьми по данному разделу;

Ø Формальное отношение к организации самостоятельной  художественной деятельности вне занятий.

 

Сравнительный анализ

уровня воображения  детей средней, старшей и подготовительной групп

МДОУ № 208 за 2007/08, 2008/09, 2009/2010  учебный год.

 

Как мы видим из анализа, хорошая динамика в развитии творческих способностей детей ДОУ сохраняется, но появилось больше детей со 2 и 3 уровнем воображения. Причина заключается в том, чтобы избежать большой нагрузки на детей занятия по ТРИЗ, пришлось вынести на 2 половину дня в свободную деятельность.

 

Качественные и количественные данные о кружковой работе:                         

Наименование

Кол-во занимающихся

Возраст

Направление

Руководители

Результативность

«Сейчас узнаем»

30

6 - 7лет

Развитие поисково-познавательной деятельности у детей

Воспитатель Надеева Светлана Ивановна

  82% детей успешно усвоили необходимые навыки по поисково-познавательной деятельности.

«Здоровый малыш»

 

10

5 - 7лет

Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей.

Инс-р по физической культуре – Молодова Наталья Владимировна

 У детей не наблюдается ухудшение состояния здоровья.

«Русские истоки»

 

30

5 - 6 лет

Патриотическое воспитание детей

Воспитатель Николаева Людмила Владимировна

  66,7% детей усвоили песенки, пословицы, поговорки. Познакомились за рамками Программы с народными праздниками и традициями.

«Школа мяча»

 

15

6 - 7 лет

Элементы спортивной игры: баскетбол

Воспитатель Николаева Татьяна Николаевна

 у 42,3 % детей сформировался стойкий интерес к баскетболу. Дети научились попадать мячом в корзину разными способами и др.

 

Вывод: кружковая работа позволяет наиболее эффективно выполнять требования Госстандарта, а также превышать эти требования по определенным направлениям развития детей, об этом свидетельствуют приведенные выше  итоги развития ребенка в кружковой деятельности.

 

Результаты освоения детьми разделов программ

в целом по МДОУ № 208

 

Показатель

2007/08 уч.г.

2008/09 уч.г.

2009/10 уч.г.

Высокий

44%

46%

51,2%

Средний

38%

36%

35,1%

Низкий

20%

18%

13,6%

 

Анализ уровня готовности детей подготовительной к школе группе показал следующее:

Результаты готовности детей подготовительной к школе группе МДОУ № 208

 

Сравнительная таблица готовности детей к школе  МДОУ № 208

 

Показатель

2007/08 уч.г.

2008/09 уч.г.

2009/10 уч.г.

Высокий

8 (44,4%)

9 (45%)

12 (52,2%)

Средний

7 (38,9%)

8 (40%)

8 (34,8%)

Низкий

3 (16,7%)

3 (15%)

3 (13%)

 

 

Из анализа видно, что в 2009 – 2010 учебном году у большинства детей средний уровень усвоения программы 12 (52,2%) с  высоким уровнем 8 (34,8%), а с низким уровнем 3 (13%).

Причина: Гудадзе Зурико – грузин (русский 2 – ой язык), Амиров Ж.и и Жуков З. отказ от посещения логопеда (диагноз ОНР – 3ур.).

С целью изучения психологической готовности к школе было проведено обследование детей подготовительной к школе группы. Были получены следующие результаты: большинство детей готовы к школе. Так, 59% (10 детей) уже находятся на начальной стадии формирования внутренней позиции школьника, у 18% (3 человека) внутренняя позиция школьника уже достаточно сформирована, у 24% (4 человека) внутренняя позиция школьника не сформирована.

 

 

По результатам аналитической справки комплексной проверки подготовительной к школе группы ДОУ нужно отметить, что дети готовы к обучению в школе.

 

В течение 2009–2010 учебного года педагоги ДОУ прошли повышение квалификации на курсах СИПКРО и ЦРО: музыкальный руководитель Юркина И. И. – 72ч. ЦРО, инструктор по физическому воспитанию Молодова Н. В. – 72ч. ЦРО, Наговицына Е. Г. – 102ч. ЦРО, Николаева Т. Н. – 144ч. ЦРО, Надеева С. И. – 36ч. СИПКРО, Евграфова Е. М. – 108ч. ЦРО. Всего составляет 46,2%.

Педагогу Николаевой Л. В. присвоили высшую квалификационную категорию.

 

Распространение педагогического опыта через семинары, конференции, методические объединения:

 

Опыт работы

 

Кем реализован

 

Где представлен

Где проводился

 

Кем использован

Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе

Воспитатель Николаева Л. В.

Районный семинар

На базе ДОУ

Педагогами района

Что такое этнопедагогический подход в гражданском воспитании детей

Старший воспитатель Чебордакова Н. Е.

Районный семинар

На базе ДОУ

Педагогами района

Роль познавательно-речевых занятий в работе с дошкольниками

Воспитатель Николаева Татьяна Николаевна

Методическое объединение воспитателей детей младшего и среднего возраста Красноглинского района

На базе ДОУ

Педагогами ДОУ

Социально – личностное направление деятельность современного детского сада

Старший воспитатель Чебордакова Наталия Евгеньевна

Методическое объединение старших воспитателей Красноглинского района г. о. Самара

МДОУ № 67

Старшими воспитателями района.

Стимулирование педагогического творчества: анкетирование педагогов и руководителей ДОУ.

Старший воспитатель Чебордакова наталия Евгеньевна

Методическое объединение старших воспитателей Красноглинского района г. о. Самара

МДОУ № 362

Старшими воспитателями района.

 

На основе анализа вышесказанного были сделаны выводы о том, что:

1.     Ведется недостаточная работа воспитателей  по развитию речи детей, а именно грамматический строй речи;

2.     Недостаточное внимание педагогов и родителей к проблеме физкультурно – оздоровительной работы ДОУ;

3.        Овладение знаниями методики у вновь принятых педагогов идет параллельно с практической деятельностью, что иногда вызывает нежелательные ошибки.

4.     Низкий уровень культуры и педагогической компетентности некоторых родителей и слабая заинтересованность в проблемах детского сада некоторых семей.

5.     Отсутствие возможности у педагогов пройти обучение по методике работы по программе «Радуга».

 

 Таким образом, при планировании задач на будущее необходимо учесть все недоработки, ошибки, допущенные в прошлом учебном году, и вести углубленную работу по следующим направлениям:

Ø Физкультурно – оздоровительное;

Ø Реализация приоритетного направления (познавательно – речевое развитие) с детьми;

Ø Совершенствовать педагогическое мастерство у педагогов ДОУ.

 

Ранжирование проблем, вытекающие из данного анализа позволяют сформулировать задачи на предстоящий учебный год следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи на 2010 – 2011 учебный год.

 

 

1.     Охранять и укреплять здоровье детей за счет внедрения в воспитательно-образовательный процесс здоровье сберегающих компонентов; продолжать формировать интерес детей в направлении сохранения своего здоровья.

 

2.     Направить деятельность коллектива на реализацию приоритетного направления через разнообразную совместную деятельность взрослых с детьми, а также другие формы, способствующие познавательно-речевому развитию детей.

 

3.     Продолжить методическую работу с кадрами по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в рамках программы «Радуга». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая работа с кадрами

 

Задача № 1

«Охранять и укреплять здоровье детей за счет внедрения в воспитательно-образовательный процесс здоровье сберегающих компонентов; продолжать формировать интерес детей в направлении сохранения своего здоровья». 

 

 

Мероприятия

 

Тема мероприятия

 

Срок

 

Ответст.

 

Участ.

 

1.

Педагогический совет - дискуссия.

Тема: «Совершенствование образовательного процесса с позиций здоровьесберегающей технологии».

Цель: Анализ состояния физкультурно-оздоровительной работы в ДО

© МДОУ детский сад №208