…тива взрослых и детей.

Осуществляя на практике  эти  принципы, предполагаем  построение системы  образования в ДОУ  с учётом  ценностей  21 века: субъектность,  диалогичность, развивающая направленность, интегрированность, фундаментальность,  развитие  социально- значимых качеств субъектов  образовательной деятельности, здоровьесбережение, повышение качества образования. В основе этого лежит  возможность:

ü ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;

ü комплексного  психолого- медико – педагогического   подхода  к диагностической, образовательной  и коррекционной работе;

ü вариативного  выбора  программ и технологий  развития, обучения и воспитания;

ü  интеграции  детей  с различным уровнем физического и  интеллектуального  развития.

 

Содержание и организация образовательного процесса

         Данные проблемного   анализа позволяют выделить ресурсы, которые могут стать фундаментом Программы развития ДОУ: достаточный уровень профессионализма педагогов, наличие нормативно- правовой базы,   наличие необходимой материально- технической и  научно- методической базы, стабильное  финансирование учреждения и возможность использования  дополнительных источников.

Структура  образовательного пространства ДОУ

В связи с тем, что наше дошкольное учреждение обеспечивает всестороннее развитие детей, педагогические технологии представлены тремя блоками: личностно-развивающие, социально- адаптивные и оздоровительные.

Личностно-развивающие технологии, выступающие основными в образовании. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей и здоровья ребенка, пробуждают в нем стремление к знаниям, ориентированы на сохранение самоценности дошкольного детства. Данные технологии характеризуются диалогичностью, гибкостью, творчеством. Они представлены в каждой парциальной программе, дополняющих используемые комплексные программы.

С целью расширения вариативности образовательного процесса МДОУ № 208 "с 2009-2010 коллектив планирует апробацию новых образовательных технологий таких как:

ü Проектный метод обучения;

ü Проблемное обучение

ü Технология использования игровых методов обучения

ü Информационно-коммуникационные технологии

ü Модульный метод.

Данные технологии будут способствовать реализации компетентностного подход в обучении и воспитании дошкольников, обеспечат формирование ключевых компетентностей воспитанников ДОУ. Благодаря использованию современных педагогических технологий ожидается  позитивная динамика качества обучения, уровня обученности, уровня воспитанности детей.

Таким образом, с внедрением нового содержания в образовательный процесс требуется изменение предметно-пространственной среды. Планируется пополнить и изменить социально-педагогическую и материально – техническую среду учреждения следующим образом: построить ее на общепризнанных принципах, разработанных В.А. Петровским, модернизировать согласно внедряемым технологиям. А также привлечь в работе с детьми родительскую общественность.

 

Организационно – педагогическая структура

Управление  ДОУ  претерпевает изменения  и способствует созданию  комфортных условий для развития всех участников  образовательного процесса и  функционирования  ДОУ в режиме развития. Структура  представляется нам в следующем виде:

Управление МДОУ № 208

Заведующий

Совет программы

Совет родительской общественности

Педагогический совет

 

Такое  управление способствует обновлению  воспитательно – образовательной  системы детского сада.  Каждая  структурная единица  заинтересована  в конструктивном решении вопросов образования и развития дошкольника и  работает  с учётом специфики времени,  социального заказа, а в совокупности с другими  обеспечивает  преемственность, качественное образование, успешную адаптацию выпускников в окружающей среде. Функции структурных единиц:

1)    заведующий – организация работы по реализации программы развития;

2)    педагогический совет – разработка и коррекция  программы развития, обеспечение стратегии взаимодействия  ДОУ, родителей  и других учреждений города;  координация действий  управленческих и педагогических  структур;  прогноз потребности в новых типах и видах образовательных услуг;

3)    совет программы – осуществляет мониторинг  реализации программы;  координирует и корректирует действия  всех  структурных единиц, на основе  анализа мониторинговых результатов; прогнозирует программно- методическое, дидактическое и развивающее обеспечение; способствует созданию единого информационного поля о состоянии реализации программы развития;

4)    совет родительской общественности – способствует установлению доверительных контактов между родителями и ДОУ;  обеспечивает создание единого образовательного пространства семья – ДОУ; осуществляет педагогическую пропаганду и обмен опытом семейного и общественного воспитания;

Основным результатом  функционирования открытой системы ДОУ будет успешное  развитие личности ребёнка, соответствующее характеристикам:

  • Здоровье и физическое развитие:

1. Физическое развитие соответствует возрастной норме.

2. Здоров

      3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни.

  • Развитие познавательной деятельности, поведения:

1. Сформирована  произвольность  психических процессов.

2. Сформированы интеллектуальные умения, развернутые и конкретные представления о мире.

3 Способен управлять поведением в соответствии  с социальными нормами  и правилами.

4. Способен давать  адекватную оценку своему поведению,  деятельности.

  • Мотивационная готовность  к обучению в школе:

1. Имеет познавательный или социальный мотив учения.

2. Желает учиться в школе.

 

Этапы и содержание творческо-поисковой деятельности по реализации основных направлений концепции программы развития

I.                   Создать рациональную образовательную среду, способствующую повышению познавательно-речевого развития дошкольника на основе использования компетентностного подхода.

 

1 этап – организационный  (2009 – 2011.г.) :

 

  • разработка нормативно- правовой базы;
  • создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий;
  • организация обучения кадров;
  • отбор содержания и разработка структуры обновления содержания образовательной среды ДОУ;
  • освоение современных управленческих технологий административным блоком;
  • разработка модели предметно-пространственной среды.
  • Создание социальных и материальных условий реализации программы развития.

 

2 этап – внедренческий  (2011 – 2012.г.) :

 

  • Проецирование личностно- развивающих и социально-адаптивных технологий на содержание образовательных программ.
  • Апробация технологий с целью получения достоверных фактов о возможности использования их в другой сфере.
  • Определение уровня качества компетентности детей ДОУ.
  • Формирование банка данных по имеющимся технологиям, сбор данных в банк идей развития ДОУ.

 

3 этап –  результативный   (2012 - 2013.г.) :

 

  • Обработка информационно – аналитических материалов по сравнению двух этапов.
  • сопоставить показатели деятельности ДОУ за период реализации направления
  • анализ влияния инновационных технологий на развития ДОУ.
  • выявить положительные и отрицательные   тенденции  в реализации направления программы развития.
  • Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях.

 

II.               Cоздание единой образовательной среды в ДОУ и семье для повышения уровня познавательно-речевого развития детей.

 

1 этап – организационный  (2009 – 2011.г.) :

 

  • разработка нормативно- правовой базы;
  • анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.
  • формирование  банка  методических  идей;
  • разработка структуры  внедрения  новых форм работы по взаимодействию с родителями воспитанников ДОУ.

 

2 этап – внедренческий  (2011 – 2012.г.) :

 

 апробирование  и внедрение новых форм работы и технологий по взаимодействию с родителями в образовательную среду ДОУ.

 Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями.

 

 

3 этап –  результативный   (2012 - 2013.г.) :

 

 анализ   результатов реализации модуля  в ДОУ, корректировка содержания,  подведение итогов;

 обобщение опыта работы педагогов.

 Результаты работы попечительского совета

 Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях.

 Разработать  программу  развития  ДОУ на следующий  период с учётом полученных результатов.

 

Критерии эффективности эксперимента

Основным критерием эффекта данного проекта будет удовлетворенность всеми участниками образовательного процесса знаниями, умением и навыками, соответствующих требованиям современного общества, повышение качества образования.

Ожидаемые результаты:

1.     Уровень познавательно-речевого развития детей детского сада превышает государственный образовательный стандарт.

2.     Наличие в ДОУ предметно-развивающей творческой среды, удовлетворяющей потребности развития детей.

3.       Педагоги имеют высокий образовательный и квалификационный уровень, превышающий на начальном периоде реализации программы.

4.       Сформирован имидж ДОУ в микрорайоне, городе, что способствует привлечению детей и их родителей до 7 лет к образовательной деятельности в ДОУ.

 

Прогнозируемый результат

Критерии

Факта

Качества

Отношения

Уровень познавательно-речевого развития детей детского сада превышает государственный образовательный стандарт

 

Система работы ДОУ по компетентностному подходу в образовании детей

 

Соответствие компетентности выпускников ДОУ требованиям общества.

Результаты диагностики.

Личные  достижения воспитанников.

Широта предоставляемых образовательных услуг.

Удовлетворенность потребителя уровнем образовательных услуг.

Удовлетворенность родителей  уровнем образования детей.

 

Наличие в ДОУ предметно-развивающей творческой среды, удовлетворяющей потребности развития детей

 

Наличие предметно-развивающей среды

Ценностные основы и гуманистическая направленность развивающей творческой среды

 

Соответствие направлений развития предметно-развивающей среды потребностям детей

 

Удовлетворенность детей и воспитателей в предметно-развивающейся среде ДОУ

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ

 

 

Система научно-методической работы ДОУ, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов.

Количество воспитателей, прошедших курсы повышения квалификации.

Количество педагогов, работающих в режиме эксперимента или инновации.

Количество педагогов, повысивших категорию.

Уровень профессиональной компетентности педагогов.

Уровень психолого-педагогической компетентности и его проявление в межличностных отношениях.

Удовлетворенность педагога собственным уровнем профессиональной компетентности.

Удовлетворенность родителей уровнем профессиональной компетентности педагога и качеством предоставляемых услуг.

Наличие мотивов совершенствования  уровня профессиональной  компетентности

Сформирован имидж ДОУ в микрорайоне, городе, что способствует привлечению детей и их родителей до 7 лет к образовательной деятельности в ДОУ.

 

Наличие публикаций в СМИ.

Посещаемость детьми ДОУ.

Широта предоставляемых образовательных услуг.

Соответствие  требованиям нового качества образования.

Широта и спектр видов деятельности, услуг, реализуемых в ДОУ.

Удовлетворенность родителей воспитанников уровнем личностного роста детей.

 

 

 

 

III.           Ресурсное обеспечение программы

Нормативно-правовые:

Ø разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (положений, правил, функционалов, должностных обязанностей);

 

Научно-методические:

Ø функционирование научно-методического совета ДОУ;

Ø разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации Программы;

Ø  внедрение системы методических консультаций структурных  подразделений ДОУ по  приоритетным направлениям Программы развития;

Ø Подготовка методического комплекса по проектированию локальной интегрированной среды в группах;

Ø Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию новых образовательных технологий.

 

 Кадровое:

Ø создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов  участвующих в реализации новой модели;

Ø привлечение необходимых специалистов извне;

Ø создание творческих групп;

 

Информационные:

Ø формирование банка данных по направлениям Программы развития;

Ø мониторинговые мероприятия;

Ø организация  мероприятий по информированию общественности о ходе реализации Программы развития;

 

Материально-технические:

Ø обновление предметно-развивающей среды в группах;

Ø приобретение технических и дидактических средств обучения;

Ø оснащение  ДОУ оргтехническими средствами:  телевизорами,
мультимедийными проекторами, DVD - проигрывателями.

 

Финансовые:

Ø смета расходов ДОУ;

Ø спонсорская и благотворительная помощь;

Ø предпринимательская деятельность ДОУ.

 

IV.           Процессуально - технологическая часть 

 

Программа развития  МДОУ № 208  сформирована как совокупность двух направлений работы, выстроенных для достижения обозначенных  выше задач в рамках имеющихся ресурсов и действующих ограничений.

 

I.                   Создание рациональной образовательной среды, способствующую повышению познавательно-речевого развития дошкольника на основе использования компетентностного подхода.

II.                Cоздание единой образовательной среды в ДОУ и семье для повышения уровня познавательно-речевого развития детей.

 

 

 

 

 

 


Программа управленческих действий по созданию условий по I направлению

Создание рациональной образовательной среды, способствующую повышению познавательно-речевого развития дошкольника на основе использования компетентностного подхода.

 

Нормативно- правовое

Научно  - методическое

Кадровое

Информационно – аналитическое

Материально- техническое

Финансовое

1. Издать приказ о создании творческой группы.

2.Разработать  Положение о временной творческой группе в ДОУ.

 

 

 

1. Организовать работу творческой группы.

2.Разработать перспективные образовательные планы с учётом использования образовательных технологий.

2. Разработать структуру образовательной среды для повышения уровня познавательно-речевого развития детей.

3. Создать «банк» конспектов занятий.

4.подбор методического обеспечения по внедряемым технологиям.

5. Введение в педагогический процесс разнообразных новых образовательных технологий.

6.Диагностика педагогических затруднений при разработке и освоении новых технологий.

7. Организовать взаимодействие с:

 - школой искусств.

8.Обобщить опыт работы педагогов.

1. Обучить воспитателей на курсах повышения квалификации.

 

2. Обучить администрацию на курсах повышения квалификации по направлению использования современных  образовательных технологий и компетентностному подходу в образовании.

1. Разработать мониторинговые материалы для отслеживания результативности реализации программы.

 

2.Провести межэтапные аналитические семинары.

3. организовать трансляцию педагогического опыта на районных и городских и мероприятиях.

 

 

 

1. приобрести наглядно-дидактические материалы для обновления предметно-развивающей среды в группах;

2.приобретение технических и дидактических средств обучения;

3.оснащение  ДОУ оргтехническими средствами:  телевизорами,
мультимедийными проекторами.

 

1. составление сметы расходов ДОУ;

2. организация спонсорской и благотворительной помощи для ДОУ;

3.      Организация предпринимательской деятельности ДОУ, через создания дополнительных платных услуг..

 

 

 

План действий по I направлению концепции

1 этап – организационный  

Цель: Создание материальные, кадровые, научно-методические, нормативные условия  для реализации программы путем решения задач:

 

Направления и задачи

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.          

Разработка нормативно- правовой базы

1. Издать приказ, разработать  Положения о работе ТГ по реализации I направления программы развития.

Май 2010г.

Заведующий

2.          

Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий

1.Организовать работу ТГ по реализации I направления программы развития, определить её функции, периодичность работы, формы работы с участниками проекта

 

2.Провести производственное собрание  «Координация деятельности сотрудников ДОУ по реализации программы развития».

Сентябрь 2010г.

 

 

 

 

Ноябрь 2010г.

 

 

 

 

Старший воспитатель

 

 

 

Заведующий

 

 

3.          

Организация обучения кадров

1.Проведение  мобильных  пятиминуток с целью повышения активности и компетентности участников программы.

 

3.Организовать проблемный семинар по использованию в образовательной среде новых технологий.

 

4.Организовать обучение педагогов ДОУ по использованию новых технологий.

 

5.Включить в годовой план отчет   по   результатам  реализации I направления программы..

Постоянно, в течение года

 

 

 

Декабрь 2010г

 

 

2010-2011 по плану СИПКРО

 

 

Май 2011г.

Заведующий

 

 

 

Старший воспитатель

 

 

Старший воспитатель.

 

Старший воспитатель

 

 

4.          

Отбор содержания и разработка структуры обновления содержания образовательной среды ДОУ

1.Разработать  диагностические и мониторинговые  материалы для отслеживания результативности  реализации направления программы– совет ТГ.

 

2.Разработать схему оптимального познавательно- речевого развития  детей в ДОУ –совет ТГ.

 

3.Разработать требования к организации  занятий с использованием компетентностного подхода – совет ТГ.

 

4.Провести внешнюю оценку разработанных материалов.

 

5.Разработать структуру  внедрения  новых технологий и   методик  в учебно – воспитательный процесс ДОУ – совет ТГ.

Декабрь 2010г.

 

 

 

 

 

Май 2011г.

 

 

 

Сентябрь 2011г.

 

 

 

Апрель 2011

 

 

 

Май 2010г.

Старший воспитатель

 

 

 

Старший воспитатель

 

 

Старший воспитатель

 

 

Заведующий

 

 

Старший воспитатель

5.          

Освоение современных управленческих технологий административным блоком

1.Изучение современных управленческих технологий административным блоком.

 

2.Подготовить индивидуальные планы для полноценной организации наблюдений, выявления и анализ недостатков, их корректировка

Постоянно / в течение года

 

Август 2011

Административный блок

 

Административный блок

6.          

Разработка модели предметно-пространственной среды

1.Сформировать банк методических идей по организации предметно-развивающей среды.

 

2. Организовать круглый стол по теме «Эффективность предметно – развивающей среды в ДОУ»

 

Постоянно, в течение года

 

 

Январь 2011г.

 

Старший воспитатель

 

 

Старший воспитатель

7.          

Создание социальных и материальных условий реализации программы развития

1.Провести анализ возможных приобретений и оптимального использования материально-технической базы ДОУ.

 

2. Приобрести по возможности компьютер мультимедийный проектор.

 

3.Приобрести наглядно –дидактические материалы, игрушки, методическую и детскую литературу

Май 2011г.

 

 

 

По мере возможности

 

Постоянно/ в течение года

Завхоз

 

 

 

Заведующий

 

 

Заведующий

 

Ожидаемые результаты:

  • Создание механизма  эффективного управления I направления программы развития.
  • Оптимальное информирование участников программы.
  • Активизация  деятельности  педагогов и родителей на  реализацию программы.
  • Разработка модели внедрения новых технологий и методик в образовательный процесс.
  • Пополнение материально- технической и предметно-развивающей среды.

 

 

 

 

 

 

2 этап – внедренческий 

Цель: внедрить основное содержание программы развития.

 

Направления и задачи

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.          

Проецирование личностно- развивающих и социально-адаптивных технологий на содержание образовательных программ.

 

1.Внедрение новых технологий в образовательный процесс.

 

2.Ввести схему оптимального познавательно- речевого развития  детей в ДОУ.

 

3.Обеспечить воспитателей методическими разработками  к программам

 

4.Оказание дополнительных образовательных услуг по познавательно-речевому развитию (организация работы  новых кружков)

 

5.Проведение регулярного контроля за ходом апробации технологий

Сентябрь 2010г.

 

 

Август 2011г.

 

 

Октябрь 2010г.

 

 

Постоянно / в течение года

 

 

Постоянно / в течение года

Старший воспитатель

 

Старший воспитатель

 

Старший воспитатель

 

Заведующий

воспитатели

Совет программы,

 

Административный блок.

2.          

Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов, работа по повышению качества образования .

1.Проведение регулярного мониторинга реализации работы I направления программы развития.

 

2.Организовать работу ТГ , определить её функции, периодичность работы, формы работы с участниками проекта - заседание ТИГ.

 

3.Организовать  смотр – конкурс предметно – развивающей среды в группах.

 

4.Провести индивидуальное консультирование педагогов по проблемным вопросам реализации I направления программы развития.

Декабрь, май 2011г.

 

 

Октябрь 2010г.

 

 

 

сентябрь 2010г.

 

 

Постоянно / в течение года

 

 

 

 

Старший воспитатель

 

 

Старший воспитатель

 

 

Старший воспитатель

 

Старший воспитатель

 

3.          

Определение уровня качества компетентности детей ДОУ и педагогов.

1. Провести мониторинг уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ по использованию новых образовательных технологий.

 

2.Организовать отчёт  педагогов – участников программы.

 

3.Провести  сравнительный контроль  педпроцесса  в группах дошкольного возраста

 Май 2011г.

 

 

 

 

Май  2011г.

 

 

Май 2011г.

Старший воспитатель

 

 

 

Заведующий старший воспитатель

Старший воспитатель

 

4.          

Формирован